Глава 3 Духовные качества души человека

Заложена ли вера в человеческую душу?
Религиозный опыт человечества учит, что люди в целом признают наличие над собой некой наивысшей силы, которая носит сверхъестественный характер. Нельзя найти ни одну культуру без веры в такую высшую инстанцию. Начало веры заложено в человека уже при сотворении Адама. Подобно тому как не нужно приучать ребенка к вере, что он происходит от своих родителей, (об этом знает даже умственно отсталый ребенок), так же и первый человек познал Господа как своего Творца.
Подобная вера в высшую сверхъестественную силу обнаруживается даже у самых малоразвитых племен. Тот факт, что во всем мире никогда не было и нет ни одного народа без веры, объясняется тем, что в свое время предки всех людей знали о существовании Наивысшей Силы. Мы не говорим о тех поколениях, которые сознательно сбросили с себя "ярмо небес", мы говорим о той эпохе, которая уходит в глубь истории, когда еще не появились знакомые всем предания. Хотя со временем связь между отдельными народами часто прерывалась, тем не менее все люди без исключения разделяли веру в сверхъестественную Силу. При этом не играет никакой роли, как называлась эта Сила. Большинство серьезных ученых, исследователей религии, признают, что не может быть культуры и общества без религии: человек самим своим бытием, мировоззрением, культурой и опытом свидетельствует, что в мире существует нечто более великое или величественное, чем он сам, и что это нечто не является частью обыкновенного повседневного мира, в котором живут люди. Нормальный человек как бы чувствует, что помимо привычного мира существует еще одно измерение, которое каким-то образом руководит им, некая сила, принципиально отличная от эмпирического мира человека, некая власть, принципиально определяющая его судьбу.
Но не только на основании традиции человек узнает, что миром руководит высшая сила. Сама ориентация на такую инстанцию настолько укоренилась в человеке, что он обнаруживает явное стремление вступить в связь с Богом и приблизиться к Нему. Каждый человек, безразлично от мировоззрения, способен молиться и чувствует внутреннее стремление к молитве. Таким образом, молитва является самым явным выражением такой естественной ориентации на Бога.
Возможно, что кто-нибудь в тиши кабинета сочинит мировоззрение, которое не оставляет никакого места для религиозного чувства. Пусть даже автор сам поверит в жизненность своей теории. Но стоит ему самому или близкому ему человеку оказаться в смертельной опасности, он первый почувствует в себе желание помолиться кому-то от всего сердца, то есть обратиться к Тому, Кто оживляет мертвых и в руках Которого лежит жизнь всех творений.
Датский философ Кьеркегор написал рассказ об одном убежденном атеисте, который заставил жену отказаться от религии. Однажды жена заболела, и муж, прийдя к ней утром, заметил в ее лице новое выражение, которое никогда раньше не замечал. Жена сказала: "Тот, кто знает, что его часы сочтены, чувствует в своем внутреннем мире нечто такое, что указывает на продолжение существования и за пределами жизни".
Отрицать Бога - дело живого человека, но в час смерти у больной женщины не нашлось достаточно сил для такого отрицания. В последние минуты ее жизни муж понял, что ему не удалось полностью привязать свою жену к атеизму. Ведь она уже как бы предстала перед лицом Бога, от Которого долгие годы пыталась отказаться по настоянию мужа.
После ее смерти муж остался один с маленьким сыном. Но вот настал черед еще одной трагедии: ребенок заболевает и начинает испытывать сильные боли. Беспомощный отец стоит у его постели, смотрит, как страдает мальчик, как расширяются его глаза из-за страха перед следующим приступом болей, и каждый приступ сильнее предыдущего. Несколько дней отец просидел у постели умирающего сына. Когда же не осталось сил присутствовать при мучениях мальчика, он вдруг опустился на колени и принялся горячо молиться Богу в небесах, у Которого есть власть убить и оставить живым и с Которым никого нельзя сравнить. Отец молится, чтобы Он спас его сына. Но пришло утро - и он остался один. В ту ночь рухнул его мир, а сердце уже никогда не могло оправиться от боли. И все же он вернулся к атеизму и часто порицал себя за то, что в час искушения не устоял перед признанием Бога. Он снова и снова уговаривал себя, что при той ночной молитве не понимал, что делает, что боль из-за потери сына была сильнее его разума. И все же то был явный самообман: на колени перед Творцом он встал в полном сознании и ясно понимая, что он делает.
Именно в такие конфликты попадают отрицатели Бога, так как сила веры в человеке - одна из самых основополагающих и изначальных. Даже самым злостным отрицателям Бога не удается ее устранить.
За многие годы своей медицинской практики Ц. Г. Юнг вылечил сотни больных. Как он признавал, у большинства из них проблема заключалась в мировоззрении, которое потерпело крушение, или в отказе от веры.
2. Заложено ли в душу человека стремление к добру?
Большинство людей высоко ценят добро. Даже маленький ребенок может оценить, что такое хороший поступок. Если рассказывать ребенку о людях, сделавших добро, то он будет с удовольствием слушать эти рассказы. Отсюда тяга детей к детским сказкам. Напротив, ему явно не понравятся рассказы, в которых описываются злые поступки. До того как он научился, что такое добро и зло, обе эти категории были уже заложены в душу ребенка. Здесь, собственно говоря, скрыты основы совести. Еще один пример: всегда находятся люди, которые, впервые нарушив закон, спешат в полицию, чтобы признаться в содеянном, иначе, как они утверждают, их будет мучить совесть. Бывает также, что преступники возвращаются к месту преступления, зная, что там их ждет полиция. Еще известно, что некоторые преступники чувствуют внутреннюю необходимость признаться перед кем-нибудь в своем проступке, хотя такое признание всегда чревато опасностью ареста. Все подобные явления могут быть объяснены только тем, что в душе человека заложено отвращение перед злом, заставляющее его исправить то плохое, что он сделал. Именно поэтому преступника тянет к месту своего преступления - как будто там он может что-то исправить. Так же обстоит дело с признанием: даже если человек не кается в содеянном перед Творцом мира, все же он объясняется перед другими людьми. Ведь необходимость признания вытекает из влечения души.
В соответствии со сказанным, богатство человека тем больше, чем сильнее он согласует свою жизнь с основными духовными положениями. Органы чувств человека, направленные на материальное, являются не столько инструментами, сколько носителями жизненного опыта. Что касается духовного чувства, то оно является не просто чистым приемником, при помощи которого можно добраться до Бога, в нем заключен самый глубокий опыт жизни. Разве глаза и уши - это всего лишь органы зрения и слуха, необходимые для повседневной жизни? В сложностях повседневной жизни может разобраться даже слепой или глухой. Но кроме всего прочего, через глаза и уши человек воспринимает такие вещи, как красота цвета, приятные звуки, глубоко волнующая панорама ландшафта, благозвучие оркестровой музыки и т.д.
Чем острее и выше развиты чувства человека, тем богаче, полнее его ощущение жизни. Так например, деятель искусства, музыкант или художник, обладающий незаурядной чувствительностью, достигает необычайно высокого опыта в области обычной акустики или оптики. Отсюда следует, что у человека чувство Божественного является носителем еще более глубокого и сильного опыта, который величественнее восприятия любой выдающейся музыки и любого самого поразительного ландшафта: это опыт веры. Только такой опыт наполняет душу истинно богатым, глубоким и широким чувством жизни, которое нельзя превзойти. По мере того, как это чувство развивается в человеке, все более глубоким становится и этот опыт. Пророки и люди, наделенные Божьим духом, достигли самого высокого человеческого восприятия мира, и их душевные богатства стали необъятными. Примеры тому даны во многих стихах Библии.
"Ты будешь радоваться в Господе" (Исаия 58, 14); "Я буду радоваться в Господе и веселиться о Боге моего спасения" (Аввакум, 3, 18); "Он насыщает меня радостями" (Пс. 16, 11); "Моя душа и моя плоть жаждут Тебя" (Пс. 63, 2); "Близость Бога хороша для меня" (Пс. 73, 28); "Мое чувство и мое бытие ликуют к Господу моей жизни" (Пс. 104, 3).
По этому поводу р. Хаим бен Атар пишет в своем комментарии "Свет жизни": "В этом мире нет радости слаще, приятнее, милее, желаннее для существ, чем совершенная близость к величию Бога. А поскольку весь мир пронизан радостью Творца, то люди со страстным желанием и внутренним влечением постоянно вновь обращаются к Нему, чтобы приблизиться к Нему и сделаться приятными перед Тем, имя Которого благословенно".
Творец хочет, чтобы существа, познав Его, почувствовали, как они могут пользоваться жизнью, чтобы они осознали, что все Творение - это только любовь.
Поэтому Бог и дал людям наставление, которое называется: Семь заповедей потомкам Ноя.

Глава 4 Семь заповедей потомкам Ноя
1. Введение
Под семью заповедями для потомков Ноя понимается полное наставление, данное людям для того, чтобы они знали, как правильно вести свою жизнь. Свое название это наставление получило по праведнику Ною, а не по первому человеку, Адаму, хотя и Адам получил все эти заповеди (за исключением одной, которая была дана только Ною). Дело в том, что Ной - отец всего человечества, как и Адам. То есть, от Ноя ведут происхождение все люди после того, как потоп уничтожил первоначальное человечество. В этом смысле роль Ноя была не ниже роли Адама. Но Ною позволено есть животных, а значит, весь комплект заповедей мы получили от Ноя. Седьмая заповедь сформулирована как запрещение есть плоть вместе с ее душой, т. е. с кровью.
Все наставление (или Тора для потомков Ноя) существует уже с сотворения мира, тем не менее оно еще раз было дано Моисею на Синае, так как недостаточно, чтобы моральное наставление воспринималось одним лишь разумом и имело опору в истории. Нет, его нужно получить еще и как Божественное наставление. Поэтому оно было объявлено еще раз на горе Синай всему миру.
Маймонид пишет: "Каждый, кто, признавая семь заповедей, старается их выполнять, относится к праведникам из других народов и имеет долю в грядущем мире. Такой человек выполняет заповеди потому, что Бог их включил в Тору, объявив через нашего учителя Моисея, что они даны также и потомкам Ноя. В противном случае, даже если человек будет их выполнять, его нельзя считать ни пришельцем (на иврите - гер тошав), ни праведником из других народов, ни даже мудрецом. Ибо, даже если он мудрец, ему не дано достичь совершенства, потому что он поступает так не по Божественному поручению" (Мишне Тора).
На горе Синай Бог явился перед Своим народом Израиля с намерением дать наставление всему миру. Причем все наставление, т. е. Тора, подразделяется на три части. Первая содержит учение, актуальное для всего человечества, так называемую "Торат бней Ноах". Это и есть наставление для потомков Ноя. Кроме того Тора содержит учение исключительно для еврейского народа, который должен служить примером для человечества как народ священников. Для этого евреям даны дополнительные весьма специфические заповеди. Кроме указанных двух частей, в Торе имеется еще одна часть для священников из евреев, которые должны находиться на еще более высоком духовном уровне, нежели другие люди из евреев, поскольку они выполняют службу в Храме. В целом, Тора как наставление Бога дана всему человеческому обществу, каждому человеку по его сущности и по его роли на земле.
Итак, потомки Ноя получили всего лишь семь основных заповедей с их отдельными определениями, а евреи получили Десять главных заповедей, включенных в общее число 613-и отдельных заповедей. Потомки Ноя обязаны соблюдать семь заповедей, но их не касаются наставления для евреев; и хотя им разрешается соблюдать и эти последние, существуют положения, которые им запрещены (изучение Торы в тех частях, которые не должны соблюдать потомки Ноя, или соблюдение Субботы, как будет объяснено ниже).
Собственно говоря, потомку Ноя разрешено обратиться в еврейскую веру; однако такое обращение ни в коем случае не рекомендуется, потому что каждый, кем бы он ни был, может на своем месте исполнять волю Творца и получить вечную жизнь в грядущем мире. Именно поэтому мудрецы Израиля удерживают людей от опрометчивого обращения в еврейскую веру, пытаясь убедить их, что лучше остаться неевреем, если нет абсолютной убежденности в правильности сделанного выбора.
2. Значение наставления
Мы говорим о наставлении, а не о религии для потомков Ноя, потому что наставление и религия не одно и то же. Наставление имеет, ко всему прочему, еще и практическое значение. Оно как руководство, которое ведет человека по тому пути жизни, на котором можно достичь духовной целостности и полностью использовать все свои возможности. Что касается религии, то она добавляет к многообразным поступкам человека некое измерение святости, например, предписывает совершать определенные обряды по случаю бракосочетания или смерти. Иногда религия вносит разделение между будничной жизнью человека и определенными областями святости, что отражается, например, в строительстве дома молитв, в котором не живут, а молятся, т.е. места, где удовлетворяются небудничные нужды жизни. Но религия - не наставление! Последнее призвано научить человека, как он может и как должен вести свою жизнь. Поэтому известная фраза "Кесарю кесарево, а Богу Богово", подразумевает искусственное разделение между областями жизни, что не соответствует Торе. Тора - не часть жизни ("Богу Богово"), она охватывает всю жизнь человека, с того момента как он открывает глаза и до того мгновения когда он их закрывает, от рождения до смерти, ибо Тора - наставление, которое должно дать истинную ориентацию для нашей деятельности.
Один из мудрецов Израиля, рабби Бахиа Ибн Пакуда, который жил девять столетий тому назад в Испании, в своей книге "Деяния души" констатирует, что будет ошибкой считать, будто имеются три вида действий, а именно положительные действия, отрицательные и свободные от оценки с точки зрения моральных ценностей. На самом деле имеются только два вида, а именно положительные и отрицательные. В их рамках, пишет он, можно оценить все людские поступки: приветствуются действия, приближающие нас к истине и к добру, а все, что нас отдаляет от истины, безусловно порицается. Любую деятельность, будь то учеба, работа, еда или отдых, следует рассматривать с одобрением, если она стремится к положительной цели; и любую деятельность следует порицать, как только она производится по какой-нибудь другой причине. В качестве примера приведем слова Маймонида: "Тело является здоровым и совершенным на путях Господа; невозможно, чтобы кто-нибудь, болея, мог познать Творца; поэтому надо сторониться дел, вредных для здоровья, и придерживаться только того, что способствует здоровью". Дальше Маймонид пишет: "Тот, кто ведет образ жизни в полном соответствии с требованиями медицины, должен был бы не только заботиться о том, чтобы его тело было целым и невредимым и чтобы у него родились потомки, которые смогут продолжить его работу и помочь ему в старости, Но он должен заботиться о невредимости и силе своего тела также и для того, чтобы его тело могло настроиться на истинное познание Господа. Ибо невозможно заниматься учением и понять его, будучи голодным или больным. Очевидно, что тот, кто идет по такому пути все свои дни, постоянно служит Богу, даже если у него судебная тяжба или если у него определенные обязанности по отношению к своей жене. Ведь его намерение - удовлетворять свои потребности для того, чтобы его тело было целым и годным для служения Богу. Даже сон, если мы погружаемся в него с намерением дать душе и телу отдых, чтобы не заболеть и тем самым не отстраниться от служения Господу, является своего рода Богослужением, а не пустой тратой времени. Поэтому мудрецы и требовали: "Все свои дела делай ради небес". Так сказал мудрый Соломон: "Во всех твоих путях познай Его, и Он выпрямит твои стези".
Слова Маймонида относятся к евреям, избранному народу, который должен отдавать себе отчет в каждом своем шаге. Но здесь заключен и общий урок, дано общее направление для добра: все в нашем мире должно быть направлено на добро, т.е. на то, что следует поощрять и одобрять. Такова цель Торы.
Собственно говоря, наставление как руководство жизни отнюдь не нуждается в обосновании со стороны философии. Более того, философия нуждается в обосновании со стороны наставления. Тому, кто считает наставление философской теорией и не претворяет его на практике, мудрецы Израиля однозначно говорят: "Кто говорит:У меня нет ничего, кроме Торы, - у того нет Торы", ибо все идейные ценности, не претворенные в жизнь, в действительности не имеют никакой цены.
Мудрецы пояснили сказанное такой историей: Когда Моисей поднялся в небеса, ангелы, увидев его, спросили Бога: "Что здесь делает человек?" Бог ответил им: "Он пришел, чтобы получить наставление". Ангелы ужаснулись: "Разве возможно, чтобы такое святое и благородное наставление (Тора) было дано человеку!? Что такое человек, что Ты помнишь его? И что такое сын человеческий, что Ты его испытываешь? Господь, Бог наш, поставь Свое величие (Свое наставление) над небесами!" Господь обратился к Моисею: "Дай им ответ!" И Моисей сказал: "Что написано в Торе, которую Ты мне даешь? Там написано: "Я Господь, твой Бог, Который вывел тебя из Египта". Разве вы, ангелы, спустились в Египет и вас сделали там рабами? А раз так, то почему она - наставление для вас? И еще. Что в ней написано? "Да не будет у тебя других богов перед Моим лицом". Разве вы, ангелы, способны на идолопоклонство? И еще, разве в ней не написано: "Не клянитесь именем Моим во лжи"?. Какие у вас могут быть клятвы на судебных разбирательствах? То же самое с заповедью почитать отца и мать, с запретом на убийства и со многим другим". После этих слов ангелы убедились, что Тора предназначена людям, которые должны соблюдать ее законы.
Итак, наставление направлено на то, чтобы сохранить своеобразие человека, в душе которого заключены праведные корни, как написано: "Бог сотворил человека праведным" (Экклезиаст 7, 29). Но человеку свойственны и влечения, как сказано: "Помышления сердца людей - зло во всякое время" (Бытие 6, 5). Иногда человеку нужно бурное возбуждение, только тогда он будет искать пропитание или действовать, чтобы иметь потомство. Но должна существовать и противоположная сила, которая направляет влечения на путь, заслуживающий одобрения. Человеку нужна ориентация, в соответствии с которой он может развивать свои способности и силы; причем каждую человеческую способность нужно использовать как дар Божий, чтобы творить, а именно - рисовать, преподавать, заниматься музыкой и т.д. Но использование полученных способностей должно служить не столько удовлетворению своих собственных потребностей, например, чтобы повысить личное образование, но и обществу.
Человек - не машина, которая работает по программе, и не зверь, который руководствуется инстинктами: человек - это существо, которое умеет мыслить и выбирать. Ему нужна ориентация, а именно - наставление с небес. Без него человек может запутаться в многообразии предоставляемых возможностей. Кроме того, существует множество внутренних и внешних импульсов, сбивающих его с пути. Но наставление предохраняет его от отклонений, заодно активизируя то, что скрыто в душе человека. В результате человек достигает радости и богатства.
Педагоги отмечают, что, занимаясь воспитанием, важно научить детей чувству меры, чувству границы, что приведет к чувству безопасности и защищенности.
Поэтому Бог и дал Своим детям Свое наставление - Тору. Он выступил как бы в роли родителя, который воспитывает своих детей, или в роли учителя, который наставляет своих учеников.
3. Семь заповедей Торы для сыновей Ноя
Семь главных правил являются основой всех заповедей. Семерка — одно из чисел нашего реального мира. Может быть, самое распространенное. В неделе семь дней. Музыка состоит из семи тонов. В радуге семь цветов. Эти и другие примеры показывают, что наш мир во многом основывается на числе семь. Добавим, что кроме шести направлений материального, физического пространства, существует еще духовное измерение, которое находится за пределами осязаемой нами действительности.
Семь главных заповедей — будто скелет или каркас, поддерживающий всю конструкцию в жестком состоянии. К ним добавлены дополнительные заповеди, которые подобны тканям тела. Таким образом существуют заповеди, соблюдение которые не зависит от своеобразия человека, выполняющего их, — это заповеди, которые можно сравнить с каркасом; и все они одинаково обязательны для всех. А есть заповеди, которые можно сравнить с тканью, они обращены к конкретному человеку и учитывают его особенности.
Из акта откровения, в котором мы познаем единственного и единого Бога, видно, что любое создание сотворено Его рукой и в Нем возвращается к своему назначению. Он создает все. Он сохраняет все и через Него все действует.
Мы живем в мире, принадлежащем Богу. Все, что нас окружает, является делом Его рук, а поэтому должно служить Ему. От Него исходит любая сила. Он определяет любую форму. Он назначил Свою меру любому веществу, чтобы оно действовало, творилось и творило по законам Господа. Все — слуги Господа, все на своем месте и в свое время. Каждая часть по мере сил, дарованных ей, проводит в жизнь слово Бога и способствует строению целого. Весь мир можно уподобить слугам Господа, которые стоят вокруг Его престола, как сказано мудрецами Израиля: "Десятью речениями был сотворен мир" (Поучения отцов 5, 1). В случае если бы мир был создан одним речением — сразу, — все создания, находясь непосредственно в зависимости от слова Бога, не поддерживали бы взаимно друг друга и не влияли бы друг на друга. Поэтому Бог создал Свой мир Десятью речениями, т.е., введя десять ступеней развития. Он создал некие силы и приказал им соединиться в соответствии со Своими словами. После этого Он их разделил, чтобы одно создание поддерживало другое. Ни одно из них само по себе не имеет средств для существования и действий, а получает их от других созданий и передает их дальше. Таким образом, каждое создание по мере своих возможностей способствует сохранению всего целого. Но если одно из этих созданий разрушит что-нибудь на свете, то тем самым оно как бы отрежет одну ветвь от своего собственного дерева жизни. Итак, все создания объединяются в бесконечной взаимной любви. Все дают и берут, ни одно из них само по себе не сохраняется. Все взаимодействуют друг с другом, существуя в совокупности и для совокупности. И в то же время все существует для каждого отдельного создания.
Бог — это любовь, говорят мудрецы, а любовь — основание всего Творения. Все существующее вещает о любви. А на этом свете, преисполненном славы Господа, посреди дела Его рук, в этом хоре слуг Бога — что такое человек?
Даже если бы мы не получили наставление в виде готового знания, разве облик Творения не рассказывает человеку свою историю? Но и человек — творение Бога! Но и он — слуга Господа! Все его кости создал Бог, Он их произвел, упорядочил внутри человеческого тела и вдохнул в них жизнь и силу. Это Он создал твой сложный, внутренний духовный мир человека — личность, эту Божественную искру, скрытую от всех глаз, потому что нельзя видеть Бога. Он воссоздает Свою ткань в этом небольшом мире человеческого тела, управляет им, а заодно управляет его душой, которая является частью общего Божественного мира.
Человек, уважай себя как творение Бога! Перед небом и землей, перед миром, который весь как симфония во славу Бога, в благословении и любви произнеси для себя то имя, которое определяет твою роль: слуга Господа!
Итак, все создания, как большие так и малые, сотворены Богом для того, чтобы выполнить свою роль на том месте, которое им указано заповедями Бога, и, получив от Бога, передают полученное другим, дальше. Разве можно, зная это, представить себе, будто человек родился только для того, чтобы набивать себе живот и потакать страстям? Разве можно всерьез полагать, будто человек существует на свете без цели, без определения, без задания, будто он родился только для того, чтобы поглощать, потреблять, использовать? Земля и все, что ее наполняет, служит Богу, — и только человек, дескать, служит себе самому? Нет, такого быть не может!
Человек знает, и мудрость его учит, что он — образ и подобие Бога! "И сотворил Бог человека по образу Своему" (Бытие 1, 27). Но в этих словах заключено и требование к человеку. Будучи "образом Бога", он обязан жить по образу Бога и быть подобным Ему больше, чем все остальные творения. Человек рожден, чтобы познать Бога, совершая поступки любви и справедливости, а не для того, чтобы забавляться, наслаждаться или даже страдать. Все достояние человека: ум, тело, его потомки, имущество, любая его способность и любое его уменье, — все это средства для выполнения одной задачи: возделывать землю, заботиться обо всем, активно всему помогать, проявляя любовь и справедливость.
Земля не твоя, это ты дан ей. Ты должен смотреть на нее как на священный удел, ты должен считать все создания Бога твоими братьями, а потому тебе надо их любить и помогать им при выполнении их задач в соответствии с Волей Божьей. Причем ты, человек, тоже должен подчиняться тому же самому закону, который выполняют все силы природы, — и подчиняться без учета собственного желания и разума. Более того, ты должен ему подчиняться при полном сознании и при полном свободном выборе. Тебе дано достаточно сил и способностей, чтобы постичь смысл собственного существования, как объекта, созданного Богом. В этом твоя задача — освятить себя служением Богу. Обратись к своему сердцу и к своему разуму, и ты увидишь свою цель и достигнешь ее. Оглянись, и ты увидишь вокруг себя Божьих слуг, выполняющих Его волю, как и ты. Стоит почувствовать внутри себя силы, которые призывают тебя к деятельности, — разве не появится у тебя желание присоединиться ко всеобщему хору мирозданья, восклицающему: "Хотим делать и внимать!"? Я здесь, говоришь ты, я готов исполнять волю Божью, а также слушать Его приказания. Выполняя, я стремлюсь понять смысл каждой заповеди, — и все это при полном сознании и свободе выбора! Именно поэтому человек — раб Божий самого высокого ранга в общем хоре всех рабов Божьих.
В заключении данного раздела объясним различие между обязанностями евреев и обя- занностями прочих потомков Ноя. Евреи обязаны исполнять 613 заповедей Торы, основанием которых, как известно, являются Десять заповедей. (Отметьте, что десять — число, положенное в основу принятой десятичной системы.) В то время как обязанностью потомков Ноя является исполнение семи заповедей. (Мы помним, что число семь представляет собой природную целостность, совершенство.)
Разницу между их обязанностями можно объяснить с помощью следующего сравнения:
Допустим, что кто-то взялся сделать рисунок на заданную тему, например, воспроизвести известную картину. При этом он может приложить больше или меньше старания, чтобы выполнить задание. Немногими крупными штрихами он может отметить и выделить главное в предмете, а может тонко выписать все подробности и детали. Художник-профессионал способен тщательно воспроизвести любую подробность картины, скопировать каждый штрих, любое цветное пятно, передать в деталях общее настроение.
То же самое и задача человечества — ориентироваться в содержании своей жизни по правилам Торы. Что касается потомков Израиля, которые подают человечеству пример как народ священников, то, по отношению к остальным потомкам Ноя, они — как художник по отношению к дилетанту. Ведь художник, выполняя свою работу, обращает особое внимание на каждую подробность. Конечно, если потомок Ноя тоже захочет выступить в качестве художника, ему нельзя запретить, но нельзя и заповедовать ему это.
Для чего нам нужно такое замечание? Для того, чтобы не забыть, что евреям запрещено обращать в свою веру неевреев. Со своей стороны, неевреи должны признавать особую задачу евреев и не мешать им в выполнении этой задачи.
Одним из потомков Ноя, который понял особую задачу евреев, был французский министр иностранных дел Бартолом Сент Илер (1805—1895гг.) Вот как он ответил на вопрос, надо ли евреям обратиться в другую веру: "Я тебе сразу же отвечу: нет! Боже упаси, чтобы евреи стали христианами! Если бы евреи перестали быть теми, кем они являются в соответствии со своей верой, то в моих глазах это было бы величайшим несчастьем для человеческого рода. Ни один народ в мире не проявил столько силы и мужества в страданиях за свою веру, как народ Израиля. Ни один народ не оказал такого продолжительного религиозного влияния на человечество, как народ Израиля. Его Библия представляет собой величайшую книгу среди священных писаний всех народов, и именно она прославила Израиль. День, когда евреи станут (не дай Бог) христианами, достоин быть назван днем непоправимого несчастья. Евреи должны навсегда остаться такими, какие они есть. Они должны остаться верными Тому, за Кого страдали 3000 лет и сила Которого сегодня не слабее, чем всегда. Если бы евреев уже не осталось, то род человеческий в делах веры потерял бы учителя и руководителя, равных которому нет и не было. Тем более ощутимым было бы отсутствие евреев в наше время, когда среди людей, считающих себя просвещенными и разумными, все больше исчезает вера в Бога. Совесть человеческая нуждается в живой плодотворной деятельности народа Израиля".
Французский писатель Ануй однажды сказал, что человечество получило из древнего мира трех учителей: учителя веры и морали — это еврей; учителя мудрости и ремесленного мастерства — это грек и учителя права — это римлянин.
Говоря о различии между евреями и неевреями, не следует думать, будто Израилю надо бы воздержаться от того, чтобы оказывать влияние на другие народы. Совсем наоборот! Именно благодаря своему отличию народ Израиля влияет на все человечество. Кстати, опыт еврейского народа, если он живет в соответствии с Торой, свидетельствует перед всем миром, каким образом один народ как целое может достичь духовного совершенства. Существование народа Израиля в соответствии с идеалом (когда каждый еврей соблюдает все заповеди) представляет собой пример совершенного общества, которое руководствуется святостью и чистотой. И нет более высокого освящения имени Божьего!
Многие похвалялись тем, что знают, как доставить отдельному человеку истинное духовное богатство, но до сих пор пока нет никого, кто бы задумал и осуществил строительство такого общественного строя, при котором духовное богатство получают все люди, все общество. Тем самым именно существование евреев как народа влияет на народы всего мира с тем, чтобы они признали царствование Бога. Потому Священное писание говорит о времени, когда наступит спасение для евреев, когда они будут соблюдать всю Тору: "Из Сиона выйдет закон для всего человечества" (Исаия 2).
Педагоги указывают, что не приказ, а личный пример является лучшей формой обучения. И если Израиль выполнит свою задачу, то это будет выдающимся личным примером для всего мира.
Раввин Самсон Рафаэль Гирш пишет в "Девятнадцати письмах об иудаизме": "Народу Израиля дано заботиться о Торе Господа среди народов мира, как священнику внутри своего народа; заботиться о ней как народу священному, стоять в этой святости и не дать себя увлечь на путь других народов. Тора и исполнение желания Бога представляют собой основу жизни еврейского народа, почву под его ногами и смысл его существования. Поэтому национальность этого народа не зависит от меняющихся факторов и не обусловлена ими. Народ Израиля призван занять свое особое место среди народов и показать всему миру, что Бог — Господь мира на благо всех". Далее, в словах рава Гирша говорится: "Представьте себе образ такого Израиля, который свободно живет среди народов мира и стремится к своему идеалу! Каждый еврей — уважаемый, авторитетный, образцовый священник справедливости и любви; но он распространяет не еврейскую религию, это ему запрещено, а искреннюю человечность среди людей! Какое мощное средство для совершенствования человечества! Какое яркое светило в темные дни нашей эпохи! Только бы прошлые грехи евреев и заблуждения окружающих народов не отодвинули от нас приближение такого идеала! О, если бы среди человечества, которое, заблуждаясь, стремится только к насилию, наслаждениям и обогащению, — тихо, открыто и скромно жили бы люди, которые считают, что богатство и наслаждения — всего лишь средства для того, чтобы преподать всему миру урок справедливости и любви! О, если бы народы мира учились бы у людей, помыслы которых преисполнены любовью, истиной и мудростью, а поступки которых являют собой символ живой и плодотворной деятельности для себя и для других!".