Глава 5 Заповеди, возложенные на человека
"Праведные люди других народов получат
долю в грядущем мире, если они познают
Творца и позволят хорошим качествам
определить свою жизнь", — таково
основное положение Маймонида.
Семь основных заповедей, которые возложены
на человека, можно разделить на три группы:
вера в Бога;
участие в жизни общества и забота о нем, как
и обо всем Творении;
обуздание инстинктов и приобретение
хороших качеств.
1. Вера
Среди семи заповедей находятся следующие
две, предназначенные для того, чтобы
способствовать сохранению человеческой
души:
а) запрещение идолопоклонства;
б) запрещение богохульства.
В этих двух заповедях речь идет, по существу,
не о запрещении, поскольку за этими двумя
запретами стоит повелевающая заповедь:
верь в Бога!
В Писании говорится: "Отныне знай и
положи на свое сердце, что Господь есть Бог
на небе и на земле, и нет никого кроме Него"
(Второзаконие 4, 39). Эти слова означают, что
нужно со всей серьезностью заняться делами
веры и настолько их усвоить, чтобы они стали
частью человеческого существования, как
написано у пророка Аввакума: "Праведный
будет жить своею верою" (2, 4); то есть, он
будет претворять веру в жизнь.
Научиться этому можно у Творения; как
говорится у Иова: "Внимай ему; стой и
разумей чудные дела Божьи" (37, 14). В
качестве примера книга того же пророка
приводит чудесное свойство воды, которое
гарантирует существование природы: "От
дуновения Бога происходит лед и сжимается
поверхность воды" (Иов 37, 10).
Действительно, законы природы таковы, что
при понижении температуры происходит
уплотнение вещества, а при повышении
температуры — его расширение. Тот же закон
действует и в отношении воды; но что
интересно — только до температуры 4 градуса
по Цельсию. При понижении температуры ниже
этой отметки вода перестает уменьшаться в
объеме. Если бы ее объем продолжал
уменьшаться, то лед был бы тяжелее воды, как
вещество более плотное, и тонул бы. Не
трудно понять, что тогда бы вымерзли все
океаны и жизнь на Земле прекратилась. Но мир
продолжает жить! И все это благодаря
нарушению, казалось бы, глобального закона!
Дальше в книге Иова написано: "Не Твоею ли
мудростью парит ястреб, простирая свои
крылья на юг?" (39, 26). И в самом деле,
инстинкт птиц к перелету в жаркие страны
задолго до наступления зимы является
загадкой природы. Каким образом стаи
молодых птиц, подчас без руководства
родителей, находят свои фантастически
длинные и правильные пути, по которым до
того ни разу не летали? Весь мир природы
полон таких явлений. Пророк Исаия сказал:
"Подымите свои глаза к небесам и
посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит
воинство по счету? Он всех их называет по
имени..." (40, 26).
Само созерцание Творения приводит человека
к мысли о признании Творца.
В Мидраше рассказывается о первом еврее,
Аврааме, который, рассматривая Творение со
всем, что в нем есть — солнцем, луной и всем
небесным воинством, сказал: "Разве
возможно, чтобы весь этот мир существовал
без того, чтобы над ним был руководитель?"
На это Господь сказал ему: "Я — его
руководитель". Стоит нам заняться
изучением явлений природы, как мы сразу же
поймем, что "Господь мудростью основал
землю, небеса утвердил разумом" (Притчи 3,
19). Каждая, даже самая мельчайшая частица
мироздания выполняет свое назначение в
общей программе мира.
По этому поводу в Мидраше рассказывается
следующая история. К рабби Акиве пришел
чужестранец и спросил: "Кто сотворил мир?"
Рабби Акива сказал ему: "Бог". На что
чужестранец возразил: "Тогда покажи мне
Его в чем-нибудь очевидном!" Рабби Акива
спросил его: "Кто соткал ткань для твоей
одежды?" Чужестранец ответил: "Какой-то
ткач, я его не знаю". Тут рабби Акива
сказал: "Так вот, как ткань одежды
свидетельствует о ткаче, как дверь дома
свидетельствует о столяре, а дом — о
каменщике, так мир свидетельствует о Боге,
Который его создал".
Философ рабби Бахиа Ибн-Пакуда обратил
внимание на ошибочное утверждение, будто
весь мир возник случайно и без деятельности
каких-то высших сил. На это он заметил так:
"Как человек может отрицать Творца?
Например, если бы кто-нибудь сказал о
водяном колесе, которое, вращаясь, орошает
поля, что оно возникло без труда
работающего человека, — то такое мнение
сочли бы совершенной бессмыслицей. В том,
что происходит случайно, без организующей
деятельности человека, трудно найти
признаки смысла мудрости. Каждый знает, что
чернила, случайно пролившиеся на чистый
лист бумаги, не могут вдруг обернуться
красивым письмом. Наоборот, можно смело
обвинить во лжи всякого, кто посмеет
утверждать, будто красивое письмо
получилось из разлившихся чернил".
Чем больше человек углубляется в чудеса
Творения, будь то исследование атомов или
микроорганизмов, тем больше он удивляется
порядку и точности, которые обнаруживает. И
все это свидетельствует о чудесных делах
Творца.
Следует также обратить внимание на то,
каким образом Бог хранит Свой мир. Пророк
Иеремия говорит: "Да не хвалится мудрый
своей мудростью, да не хвалится богатый
своим богатством; но хвалящийся пусть
хвалится лишь тем, что разумеет и знает Меня,
что Я — Господь, творящий милосердие,
правосудие и справедливость на земле; ибо
только это благоугодно Мне, — сказал
Господь" (Иеремия 9, 22-23).
Вера в Бога способствует тому, что человек
начинает видеть во всем, что он делает,
прямое участие Бога, Который помогает ему и
поддерживает его: "Помни Господа, своего
Бога, ибо Он дает тебе силу приобретать
богатство" (Второзаконие, 8, 18). (В
арамейском переводе подчеркивается, что
здесь подразумевается не только сила для
деятельности, но и верные советы, которые
тоже идут от Бога.)
Молитва к Богу — составная часть завета
верить в Бога. "Молящийся" — одно из
имен, которыми еврейская традиция называет
человека.
По наблюдению психологов, солдаты в трудных
ситуациях на войне начинают молиться.
Молитва глубоко заложена в душу человека.
Даже закоренелый атеист не может полностью
освободиться от этого качества своей души.
Царь Соломон просил у Бога, чтобы Он принял
все молитвы, которые будут произноситься в
Храме: "Если и иноплеменник, который не от
Твоего народа Израиля, придет из далекой
земли ради Твоего имени — ибо и они услышат
о Твоем великом имени, о Твоей сильной руке
и о Твоей простертой мышце, — и если придет
он и помолится у этого Храма, то услышь с
неба, с места Твоего обитания, и сделай все,
о чем будет взывать к Тебе иноплеменник,
чтобы все народы земли знали Твое имя, чтобы
боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и
чтобы знали, что Твоим именем называется
этот храм, который я построил'' (3-я Царств, 8,
41-43). То же самое говорится о будущем Храме:
"Я приведу их на святую Мою гору и обрадую
их в Моем доме молитвы, ибо Мой дом
назовется домом молитвы для всех народов"
(Ис. 56, 7).
Обратимся теперь к самому завету молитвы.
Он содержит несколько принципов, которые
Маймонид резюмировал следующим образом:
1) "Я верю полной верой, что Творец,
благословенно Его имя, творит и правит
всеми творениями, что Он один создал,
создает и будет создавать все содеянное".
Другими словами, все, что существует,
происходит от Него. Бог сотворил все из
ничего; но, даже после того как создано все
живое, мир существует не сам по себе, а
Благословенный сохраняет и оживляет его
каждое мгновение, как сказано: "Славьте
того, Который творит великие светила, ибо
вечна Милость Его" (Пс. 135, 7). Заметьте, что
не сказано "Который сотворил", а
сказано: "Который творит". Именно
поэтому мудрецы Большого собрания включили
в утреннюю молитву благословение: "Который
в доброте Своей постоянно возобновляет
дело Своего творения".
2) "Я верю полной верой, что Творец,
благословенно Его имя, Единственный, и нет
единства, подобного Ему, ни в каком виде, и
что Он один был, есть и будет нашим Богом".
Категория абсолютной единственности
означает, что ее нельзя ни разделить, ни
умалить, ни подразделить на качества, что
она вообще не подлежит какому-нибудь
детализированию, т.е. не представима в виде
совокупности частей.
3) "Я верю полной верой, что Творец,
благословенно Его Имя, нефизичен и не имеет
телесных свойств, и что у Него вообще нет
никакого подобия".
Отсюда следует, что мы, как Его создания, не
можем описать своего Творца. Попытка Его
описать и представить еще более абсурдна,
чем попытка слепого почувствовать красоту
цвета или попытка глухого воспринять звуки
музыки. Тем не менее в Библии встречаются
такие выражения как "рука Бога", "голос
Бога", "глаза Бога" и т.п. Но они — не
больше, чем примеры и эпитеты из нашего мира,
выбранные для того, чтобы сделать мир Божий
хоть как-то понятным для наших чувств.
Именно поэтому мудрецы Израиля, выражаясь
иносказательно о Боге, часто добавляют
слово "будто", тем самым подчеркивая,
что речь идет только о сравнении. Даже если
мы пользуемся такими описаниями Бога, как
"Милосердный и Милостивый" или другими,
то это не делается с намерением хоть как-то
отождествить Божественные качества с
человеческими. Нельзя приписать Богу
никаких качеств, даже положительных, ибо
Бог выше всего существующего и даже выше
любых наших представлений о Нем. У Бога не
может недоставать ни доброты, ни мудрости,
ни чего-нибудь другого. Все, что остается в
конечном счете — это только описать Бога
через отрицания, т.е., описывая то, что не
соответствует Богу. (Об этом подробно
высказывается Маймонид в предисловии к
своему программному произведению "Руководитель
заблудших".)
4) "Я верю полной верой, что Творец,
благословенно Его имя, есть первый и
последний.”
Понятие "вне времени" не под силу
нашему воображению, так как с начала
Творения мы живем, погруженные во время.
Нашему пониманию не доступно ни то, что было
до Творения, ни то, что будет после
завершения истории. Все, что не зависимо от
времени, недоступно человеку, а потому
запрещено для изучения (Хагига 11). Тем не
менее нам дано ограниченное понимание того
факта, что время возникло вместе с
сотворением мира. Р.Элиагу бен Шломо,
Виленский гаон, так прокомментировал
первый стих Торы: "В начале сотворил Бог..."
(Бытие 1, 1): начав создавать мир, Бог создал и
само начало.
5) "Я верю полной верой, что одному Творцу,
благословенно Его имя, подобает молиться. И
не подобает молиться никому другому".
Что это значит? Дело в том, что, оказывается,
человеку запрещено прибегать к услугам
посредников между собой и Богом. Каждый
должен обращаться непосредственно к Богу и
только к Нему. Обращение к посредникам и
всякого рода "медиумам''— не что иное, как
своего рода идолопоклонство, а потому
строго запрещено.
К основным заветам веры, в которые входят
запреты заниматься идолопоклонством, т.е.
не обращаться к какой-нибудь другой силе,
кроме Бога, относится также запрет срамить
имя Бога, или запрет на богохульство. То
есть, ни при каких обстоятельствах нельзя
ругать или проклинать Бога даже во время
несчастья. Тот, кто верит, что все
происходит из рук милостивого Творца,
неизбежно приходит к заключению, что все,
что делает Бог, — к добру. Поэтому по-настоящему
верующий человек не будет вести себя
подобно идолопоклоннику, о котором Исаия
говорит, что, страдая от нужды и голода, он
злится и хулит своего Бога (Ис. 8, 21). Наоборот,
истинно верующий все испытания принимает с
любовью, даже если ему это очень трудно.
К общему списку веры следует присовокупить
предписание верить в грядущий мир и
воскресение мертвых.
Что касается мудрости и разума, то ими
следует пользоваться ровно настолько,
насколько они помогают нашему стремлению
познать Творца мира и признать самих себя
слугами Бога, ибо только тогда мы получаем
разрешение участвовать в каждом акте
Творения. Но если человек стремится к
познанию с единственной целью освободиться
от сотрудничества с Творцом мира, то успеха
на этом пути он не увидит. Отсюда запрет на
обращение к черной магии, к спиритуализму и
прочим оккультным "наукам". Стремление
овладеть своим будущим — ложная цель.
В чем заключался грех Адама, когда он по
совету змея вкусил от дерева познания? Змей
— это не что иное, как человеческое
воображение. Влекомый воображением и
ложными целями, Адам решил воспользоваться
мудростью и разумом, но не для того, чтобы
почувствовать, насколько мы зависим от Бога,
а для того, чтобы постараться освободиться
от этой зависимости. Мидраш объясняет стих
Библии "Если вкусите от плодов дерева
познания, то будете как боги" (Бытие 3, 5):
Вы будете творцами миров; ибо как Бог, поев
от дерева познания, сотворил наш мир с
мудростью, так и ты, человек, совращенный
змеем, сможешь сотворить себе многие миры.
В нашу эпоху бурного развития науки люди
исследуют тайны Творения. Они пытаются
познать фундаментальные основы природы.
Причем человек не останавливается в своем
научном рвении перед глубинными тайнами
вселенной. Все это, несомненно, должно
приветствоваться, но только тогда, когда
целью прогресса науки является познание
чудесных дел Творца. Если же движущая сила
стремления человека к познанию черпается
из желания провозгласить себя "венцом
природы", т.е. как бы "творцом" мира,
то это не что иное, как грех, совершенный
Адамом.
2. Развитие мира
Повеление верить в Творца мира, в то, что
Он один создает все, не освобождает
человека от самостоятельной деятельности.
Наоборот! В книге Бытие (2, 3) дословно
говорится: "(В день седьмой отдохнул Бог
от работы), которую совершил Бог, чтобы
созидать". Своеобразное двойное
выражение "совершил, чтобы созидать"
объясняется в Мидраше следующим образом:
Бог создал все, но человеку надо было
дополнить созданную картину. Например, для
того чтобы получить еду и одежду, человеку
надо выращивать и обрабатывать пшеницу и
лен. В отличие от человека животные
получают еду в готовом виде, а от холода их
спасает шкура. У человека — все по-другому.
Бог передал Адаму Свой мир с тем условием,
чтобы он его развивал и достраивал. Бог
сказал людям: "Плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над морскими рыбами, над
небесными птицами и над всеми животными,
которые двигаются по земле" (Бытие 1, 28). То
же самое говорит Исаия: "Бог не напрасно
сотворил землю. Он образовал ее для
жительства" (45, 18). Задача человека —
создать то, чего нет, дополнить мир. Поэтому
одной из самых больших потребностей
человека является потребность творчества.
Мудрецы Израиля считали Ноя человеком,
который по своим способностям превосходил
других в девять раз (Бава Мециа 38). Раши
объясняет, что здесь подразумевается
забота Ноя о развитии всего мира: заселение
земли, возведение садов, забота о животных и
растениях.
Однако, вся эта деятельность должна
происходить из благоговения перед Богом, т.е.
человеку следует смотреть на себя как на
партнера Бога, на партнера, который
удостоен чести участвовать в великом деле
Творения.
Заметим, что человек не изменяет мир, а "достраивает"
его по полученному от Бога плану. Так,
например, нельзя выводить новые породы
животных и новые виды растений, скрещивая
разные виды между собой. Подобного рода
деятельность является неуважением к Творцу,
поскольку тем самым как бы ставится под
сомнение совершенство Творения. Улучшение
породы животных внутри одного вида или
культивирование растений разрешено, однако
религиозный закон запрещает скрещивание
различных видов.
Отсюда, правда, не следует, что нельзя
улучшать природу. Вот что, например,
говорится в Торе о врачевании: "И даст на
его лечение" (Исход 21, 19). В этом стихе
мудрецы усмотрели обоснование для медицины.
Если кто-то возразит, что болезнь — это
наказание Божие и поэтому мы не имеем права
вмешиваться, в наставлении дается ответ,
что больных лечить разрешается и, больше
того — даже повелевается способствовать их
выздоровлению.
Традиция заботится не только о прямых
нуждах человека, но также и о состоянии и
качестве окружающей среды. Речь идет о
справедливом, правильном использовании
богатств и ресурсов природы. В Мидраше на
книгу Экклезиаста говорится: "Когда Бог
создал первого человека, Он обязал его
присматривать за всем, что находится в
Эдемском саду. При этом Он сказал:"Посмотри,
как приятно и красиво Мое дело. Все это Я
создал для тебя. Поэтому заботься о том,
чтобы Мой мир не был разрушен!".
Правильное пользование Творением
способствует развитию всего мира. И
наоборот, к самым разрушительным
последствиям приводят беспощадная
эксплуатация природы и расточительные
чрезмерные потребности, которые
ориентированы не на то, что является
жизненно необходимым, а на то, к чему нас
зовут специалисты по рекламе. Кто из нас не
знаком с их призывами и увещеваниями: "Даже
жажда доставляет удовольствие, если пить...(следует
название напитка)" или "Наслаждайся
жизнью, ешь... (следует название новой
продукции)". Как только в обществе
торжествует идеал потребителя, который
всегда доволен только новейшей моделью
автомашины или который считает устаревшей
мебель, приобретенную в прошлом году, то
такое общество, как правило, начинает
пользоваться природными богатствами
нежелательным образом.
Еще одна проблема: промышленность, которая
загрязняет природу. Желание общества
сохранить высокий жизненный уровень
чревато истощением почв; с другой стороны,
подчас уничтожается урожай для поддержания
уровня цен. И т.д. Примеров можно привести
много.
Человек создан для того, чтобы улучшать и
развивать мир. Об этом ему было сказано,
когда его ввели в Эдемский сад: "И взял
Господь Бог человека, и поселил его в
Эдемском саду, чтобы он возделывал его и
охранял" (Бытие 2, 15). Отметим, что сначала
сказано о возделывании сада, а потом о его
охране. Слово "возделывать" указывает
на повелительную, предписывающую заповедь,
в то время как слово "охранять'' имеет в
виду скорее всего заповедь запрещающую,
ограничивающую. Действительно, от кого было
охранять этот сад, как не от самого себя? Тем
самым как бы сказано: не уничтожай этот сад,
не калечь его.
Мудрецы сказали: "Люби труд больше, чем
ученое начальство" (Поучения отцов 1 10). В
Мидраше тоже сказано: "Важен труд, потому
что он дан только человеку". И еще:
"Удовольствие от труда рук больше, чем от
богобоязненности". Согласно раввинам,
Писание дает высокую оценку труду: "Труд
важен, ибо им занимались все пророки. Труд
важен, ибо зримое присутствие Бога снизошло
на Израиль только тогда, когда евреи
закончили строительство Переносного Храма".
Об этом написано: "И увидел Моисей всю
работу: вот они сделали ее, как повелел
Господь. И благословил их Моисей" (Исход
39, 43). Причем благословил он их словами: "Да
будет воля Божия, чтобы Его присутствие
жило в деле ваших рук".
Хотя Бог сделал весь мир совершенным,
человек призван как бы содействовать акту
Творения: "И благословит тебя Господь,
твой Бог, во всем что будешь делать" (Второзаконие
15, 18). Поэтому нет противоречия между верой
человека в действенную силу Бога сверху и
призывом к активной деятельности, ибо сам
Бог адресует человеку призыв к
сотрудничеству в творческих делах.
Пророк Исаия, предвидя в будущем
своеобразное распределение задач внутри
человечества, возвещает, что народ Израиля
будет народом учителей. "И будет в
последние дни: гора дома Господня будет
поставлена во главу гор и возвысится над
холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут
многие народы, и скажут: придите, и взойдем
на гору Господню, в дом Бога Яакова, и научит
Он нас Своим путям и будем ходить по Его
стезям. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово
Господа — из Иерусалима" (Ис. 2, 2-3). "И
придут иноземцы, и будут пасти ваши стада; и
сыновья чужестранцев будут вашими зем
ледельцами и вашими виноградарями. А вы
будете называться священниками Господа.
Служителями нашего Бога будут именовать
вас" (Ис. 61, 5-6).
а) Совершенствование окружающей среды.
Человек должен улучшать и совершенствовать
весь мир. То есть, он должен заботиться об
окружающей среде, в которой живет. Здесь
имеется в виду и человеческое общество, и
весь живой мир. В частности, человек должен
воздерживаться от любого вида жестокости
по отношению к животным. В этой связи, одно
из семи основных правил наставления
потомкам Ноя указывает: человеку нельзя
есть плоть животного вместе с его душою, т. е.
с кровью. Другим словами, запрещено есть
любую часть от живого животного.
Кстати, несмотря на такой запрет,
вегетарианство не объявлено идеалом. Хотя в
начале Творения человеку было разрешено
есть только плоды, но не зверей, все же во
время Ноя было разрешено убивать животных и
есть их мясо. Указанием на то, что вначале
человек вел вегетарианский образ жизни,
служит строение зубов человека: они скорее
похожи на зубы травоядных, чем на зубы
хищников. Но для того, чтобы сохранить
определенное различие между человеком и
животными, Бог разрешил человеку есть их
мясо, ибо слишком большая близость человека
к животному миру могла бы помешать ему
уделять должное внимание своим ближним. Все
это следствие того, что человек не достиг
еще совершенства. Однако, в будущем,
согласно пророчеству Исаии, Бог вновь
отменит питание мясом, а потому лев, как и
вол, будет есть солому (Исх. 11, 7). И люди
преисполнятся любви настолько, что
внимание к животным уже не пойдет в ущерб
ближнему.
б) "Милости Господа полна земля" (Пс.
32,5).
Человек создан для того, чтобы поддерживать
общественную жизнь и активно помогать
ближнему. "Не хорошо быть человеку одному"
(Бытие 2, 18), ведь он создан для общения с
другими людьми, а не для того, чтобы жить
только для себя. Человек нуждается в
ближнем, чтобы пользоваться его
присутствием и поддержкой, но также для
того, чтобы давать что-то со своей стороны.
В исследованиях психического состояния
людей в гетто и лагерях выявилось, что
подчас у них появлялась душевная
потребность помогать друг другу. Многие
даже рисковали жизнью, чтобы облегчить
страдания совсем не знакомым людям, — и все
только потому, что они тоже люди.
Пророк Иехезкиэль говорит о городе Содом:
"Вот в чем было беззаконие города Содом,
твоей сестры и ее дочерей, —в гордости,
пресыщении и праздности, в том, что она руки
бедного и нищего не поддерживала" (Иех. 16.
49). Следовательно, Содом самым жестоким
образом был наказан только за то, что
культивировал отсутствие социальной
помощи нуждающимся.
в) Святость человеческой жизни.
При создании человеческого общества на
первом месте стоит забота о человеческой
жизни. Заповедь "Не убивай" (Исход 20, 13)
означает "Не поднимай руку на
человеческую жизнь!" и относится она не
только к жизни других людей, но и к нашей
собственной. Человеку запрещено зря
рисковать жизнью, а тем более добровольно
лишать себя жизни. Жизнь — не наша
собственность, ее нам доверил Творец, до тех
пор пока не заберет ее обратно. И в той же
степени, как нам заповедано сохранять и
оберегать нашу собственную жизнь, таким же
образом мы должны дорожить и жизнью ближних
людей. Как только Каин убил своего брата,
земля начала дрожать везде, куда он ни
ступал, и с отвращением кричала: "Этот
человек убил своего брата!"
Все люди происходят от Первого человека и
поэтому связаны узами братства. Поэтому
любая жизнь неприкосновенна — будь то
жизнь старика, дни которого подходят к
концу, или жизнь больного человека,
которого постигла опасная или даже
неизлечимая болезнь. Нет более абсурдного
требования, нежели требование "умерщвлять
из-за жалости". Даже если больной сам
просит, чтобы его убили, — ему нельзя идти
навстречу, поскольку человек не волен
распоряжаться своей жизнью: Бог дал ее
взаймы и только Бог может взять ее обратно.
Нам остается лишь одно - с помощью
дальнейшего совершенствования медицины
способствовать сохранению жизни и здоровья
всех больных.
И еще одна задача есть у человека -укреплять
мир и делать все для предотвращения войн.
Тогда мы приблизим себе дни, о которых
предсказал Исаия: " перекуют свои мечи на
орала, свои копья — на серпы, и не поднимет
народ на народ меча, и не будут более
учиться воевать'' (Ис. 2, 4).
г) Значение прав человека.
Имущественные отношения между людьми
регулируются запретом на кражи: не кради!
Эта повелевающая заповедь четко
ограничивает любое нарушение прав человека.
Кража разрушает общество. Мудрецы говорят в
Мидраше: "Грехов много, но хуже всех кража,
— за нее было наказано поколение Потопа".
Раввины, проанализировав разницу между тем
наказанием, которое постигло поколение
Потопа, и тем, что понесло поколение
строительства Вавилонской башни,
обнаружили, что, хотя последние "подняли
руку" на Самого Бога, пытаясь свергнуть
Его с небесного престола, все же они не были
наказаны разрушением всего мира. "Посему
дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь
язык всей земли и оттуда рассеял их по всей
земле" (Бытие 11, 9). Вот как комментирует
это место Раши: "Что было хуже —
наказание поколению Потопа или наказание
поколению Разделения народов? Разве эти
последние не подняли руку на Бога, чтобы
бороться с Ним? Но почему-то тех первых
людей Потоп смыл с лица земли, а эти не были
истреблены. В чем дело? Дело в том, что люди
поколения Потопа были ворами и ссорились
друг с другом, поэтому они были истреблены.
Люди следующего поколения жили друг с
другом в любви и дружбе, как написано: "На
всей земле был один язык и одни слова" (Бытие
11, 1). Отсюда видим, что ненависть к раздорам
способствует миру".
Итак, человеку заповедано стремиться быть
справедливым к ближнему.
То же самое относится к деловой практике.
Вот как свидетельствовал о себе Иов:
"Если мои стопы уклонялись от пути и мое
сердце следовало за глазами, и хоть что-либо
нечистое пристало к моим рукам, то пусть я
сею, а другой ест, и пусть мои потомки будут
искоренены" (Иов 31, 7). Рав Моше Хаим Луцато
истолковывает эти слова следующим образом:
"Хотя все мы знаем, что большинство людей
не явным образом присваивает себе чужое, и
хотя не для всех очевидно, что они посягают
на деньги своих ближних и кладут их в
собственный карман, все же многим нравится
искать выгоды в делах и тем самым
зарабатывать на убытках других людей. При
этом они говорят: "Разве нельзя
зарабатывать?" Поэтому посредством
многих запретов Тора устраняет
посягательства одного человека на права
другого, а также на его собственность.
Запрещены не только такие явные проступки,
как кража, грабеж, невыплата заработка, но и
многие неочевидные действия, на которые
способен человек, обогащающийся за счет
других".
Иов метко охарактеризовал неявное хищение
словами: "хоть что-то нечистое пристало к
рукам", — само пристало, как бы против
воли человека. То есть, даже если человек не
помышляет о том, чтобы что-то себе присвоить,
все же, когда выгода сама пришла ему в руки,
оказывается, что ему очень трудно
отказаться от нее. Поэтому надо, чтобы
сердце господствовало над глазами, а не
наоборот. Чтобы человек сам не позволял
себе оказаться в ситуации, когда ему
начинает нравиться чужое имущество.
Нравиться — через глаза, которые
соблазняют сердце, а с сердцем бороться
труднее, чем с глазами.
По мнению мудрецов, идеальным образцом
человека, который уважает имущество других,
был праведник Энох. Он жил до Авраама, а
следовательно, относился к праведникам
народов мира, которые должны соблюдать семь
законов. Энох был сапожником и, заканчивая
работу, каждый вечер перед сном говорил
такое благословение: "Да будь навеки
благословенно чудесное имя Его могущества,
чтобы через Него пришли к нам согласие и
связь на все времена". Согласно
комментарию рабби Исраэля из Саланта, Энох
проверял каждую нитку и каждый шов, чтобы
они были выполнены как следует, а также
бережно обращался с деньгами других.
Сделать недостаточно хорошую работу, а
деньги взять как за хорошую, для него было
подобно воровству. "Согласие и связь"
для Эноха — это швы и петли на обуви,
которую он делал. Но это — и согласие и
связь с другими людьми... Говорят, что его
швы и стежки отличались самым высоким
качеством.
д) Суды и судопроизводство.
Одной из основных заповедей в указаниях
потомкам Ноя является судопроизводство.
Что конкретно предписывает эта заповедь?
Для сохранения общества нужно создать суды,
которые могли бы карать правонарушителей,
вынося приговоры, а также разрешать
всевозможные конфликтные ситуации.
"На трех основаниях стоит мир: на законе,
на правде и на стремлении к миру", —
говорят мудрецы (Поучения отцов 1, 18).
Рабби Яаков, автор книги "Турим",
понимал это высказывание следующим образом:
"Со дня сотворения мир существует на этих
трех принципах. Благополучие общества
основывается на судьях, которые решают
конфликты между людьми, ибо без суда
действовало бы только право сильного.
Именно это имеют в виду мудрецы, когда
говорят, что суд — проявление истины, а
судья — партнер Бога в деле Творения, ибо
Бог создал мир, чтобы он был прочным, а судья
поддерживает прочность. Ведь злодеи,
грабящие и угнетающие людей, вносят в мир
разрушение, поэтому их надо покарать. То же
самое мы видим в поколении Потопа, приговор
которому был вынесен именно из-за грабежа,
как написано: "Конец всякой плоти пришел
передо Мной, ибо от них земля наполнилась
злодеяниями". И сразу же затем: "Вот, Я
истреблю их с земли" (Бытие 6, 13).
Аналогичную задачу выполняют судьи,
которые, принимая участие в сохранении
Божьего творения, бьют по рукам злодеев,
вырывают у них добычу и возвращают хозяевам.
То же самое Авраам, наш отец. Почему Бог его
любил? Потому что он шел по праведному пути
и обучал этому своих потомков, как написано:
"Ибо Я избрал его для того, чтобы он
заповедал своим сынам и своему дому после
себя — ходить путем Господа, творя правду и
суд" (Бытие 18, 19).
е) Соблюдение нравственных границ.
Авраам сказал Авимелеху, царю
филистимлян: "Я подумал, что, поскольку в
этом месте нет страха перед Богом, то убьют
меня за мою жену" (Бытие 20, 11).
Безграничная свобода неизбежно приводит к
распаду общества. Семья — основа
общественной жизни. Где разваливается
семья, там становится невозможным строить
человеческое общество.
Любовь к ближнему начинается между
партнерами, создающими семью и передающими
свою любовь детям. Только таким образом в
обществе может возникнуть здоровый
фундамент заботы о ближнем.
Необузданная свобода уничтожает здоровье
души отдельного человека и всего общества.
Человек, живущий по законам, полученным от
Творца, соответствует природе Его творения.
Но если он начинает нарушать эти законы, то
моментально вступает в противоречие с
собственным предназначением. Сбился с пути
— попал в трудную ситуацию, ведь иногда Бог
наказывает человека для того, чтобы
раскрыть его глаза.
Наказание Потопом произошло из-за
развращенности и падения нравственности.
"И воззрел Бог на землю, — и вот, она
растленна: ибо всякая плоть извратила свой
путь на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой
плоти пришел передо Мной" (Бытие 6, 12-13).
Раши объясняет эти слова, ссылаясь на
других мудрецов: "Как только где-то
появляются разврат и идолопоклонство,
сразу приходит хаос, который убивает и злых,
и добрых".
Поэтому старание построить человеческое
общество должно быть впрямую связано с
усилиями по возведению ограды для защиты
нравственности от необузданной свободы.
3. Хорошие качества
В соответствии со словами мудрецов,
хороший нрав предшествует Торе, а
человечность выше показной святости. Но
хотя достойное поведение и является
основой для всех остальных качеств, все же
человеку нужен определенный духовный
ориентир, с помощью которого он может
приобрести хорошие качества.
Основной принцип выражен в следующем
изречении: "Зависть, вожделение и
честолюбие выводят человека из мира" (Поучения
отцов 4, 27).
Первоначальные инстинкты человека следует
рассматривать как вполне положительные.
Они нужны для того, чтобы побудить человека
к деятельности. Мудрецы, комментируя стих
"И увидел Бог все, что Он создал, и вот —
очень хорошо" (Бытие 1, 31), пишут: "Что
значит очень хорошо? Эти два слова включают
в себя то, что называется злым началом в
человеке. Ибо без злого инстинкта человек
не вступал бы в брак, ничего не производил
бы, не строил бы дом и не закладывал бы
виноградник; как сказано (Экклезиаст 4, 4):
"Также я видел, что всякий труд и успех в
делах производят взаимную зависть между
людьми".
Именно инстинкты приводят к серьезному
отношению к работе. Однако, они оправданы
только настолько, насколько человек умеет
себя сдерживать и трезво оценивать то, чем
занят. Иначе он способен разрушить себя и
общество.
Зависть выводит человека из мира, говорят
мудрецы Израиля. Несомненно, и в зависти
есть положительные стороны. Зависть к чужим
успехам иногда является стимулом для
активизации собственных сил. Ученый,
движимый духом соревнования с коллегами,
интенсивней проводит свои исследования.
Пример людей, занятых полезным трудом,
может заставить других тоже заняться
полезной деятельностью. Но зависть может
проявиться и в ненависти к людям, которые,
на чей-то взгляд, более удачливы, хотя их
успех и незаслужен. Поэтому наравне с
побудительной, активизирующей силой
зависти надо уметь включить в себе и другое
качество — умение довольствоваться тем,
чем обладаешь.
Вожделение выводит человека из мира,
говорят мудрецы Израиля. Вожделение — не
что иное, как страсть к обладанию. Эту
страсть нужно уметь сдерживать и
обуздывать. То же самое относится к половой
страсти и к жадности. О половом влечении в
Талмуде говорится: "Есть у человека
небольшой орган: кормишь его — он голоден,
моришь голодом — сыт".
Нахманид пишет в комментарии на стих Торы (Второзаконие
29, 18) "Чтобы насыщение увеличило жажду":
"Иногда человек испытывает состояние
пресыщенности. В этом состоянии человек,
удовлетворяя желания, не получает
удовлетворения. При этом человек всегда
испытывает какое-то желание, пусть даже
небольшое. Но как только он его реализует,
сразу же его желание увеличивается. Душа
чувствует все более сильную потребность в
том предмете, который был объектом
первоначального влечения, и отныне он
становится для человека все более нужным и
влекущим. Человек начинает совершать
другие злые поступки, которых он раньше не
делал. Тот, кто сначала предается
неограниченному общению с женщинами,
рискует приобрести стремление к похоти
более низменного характера. То же самое
говорят мудрецы и о насыщении едой:
чрезмерность может обернуться голодом из-за
насыщения. Тот, кто потакает всем своим
страстям — взращивает их. Вожделения
начинают овладевать человеком. Он попадает
под власть жаждущей новых насыщений души.
Он будет желать и жаждать того, чем уже
насытился".
Правильный путь для человека -вступление в
брак, рождение потомства, жизнь в семье.
Только так он полезен себе и всему обществу.
Брак существует для того, чтобы рожать
детей и связывать партнеров друг с другом; т.
е. его первая и изначальна цель — отнюдь не
удовлетворение вожделений. Человек,
правильно осознающий и понимающий цель
института брака, живет в гармонии со своей
природой. Сексуальное влечение не вредит
ему, а помогает. Так что даже сильное
половое желание не приведет к тому, что он
лишится этого и грядущего мира.
Честолюбие выводит человека из мира,
говорят мудрецы Израиля. Если человек
стремится к власти и славе как таковым, то
они доставят ему одни несчастья. Отдалению
от духовного совершенства способствуют
такие качества как гордость и надменность,
о которых сказано: "Мерзость перед
Господом всякий надменный сердцем" (Притчи
16, 5). Надменный лишает себя связи с Богом,
потому что он полагает, будто его судьба
находится в его собственных руках. Он не
хочет ни перед кем преклоняться, даже перед
Творцом всего мира. Его девиз: "Я — и
никто кроме меня!" Нетерпимо относясь к
другим людям, он тем самым становится
невыносимым даже для домочадцев. Насколько
выгодно отличается от него человек,
принадлежащий Богу, ведь он полон
готовности к самоотказу.
В Талмуде говорится: "К тому, кто на
оскорбление не отвечает оскорблением, кто
на зло не отвечает злом, кто всегда
действует из-за любви и доставляет радость
угнетаемым, — только к тому относится стих
Писания (Суд. 5, 31): "Любящие Его да будут
как солнце, восходящее во всей своей силе
!" (Трактат Йома 23).
Одно из самых важных качеств человека —
способность к благодарности. В Торе Израилю
приказано быть благодарным даже Египту: "Не
гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем
в его земле" (Вт. 23, 7), т.е. ты нашел у него
убежище во время нужды.
Большой учитель Торы, гаон р.Моше Файнштайн,
отметил, что долг каждого человека, не
только еврея, — почитать отца и мать.
Собственно говоря, еврейская Тора не делает
этот закон обязательным для других народов.
Но в завете почитать родителей неявным
образом содержится запрет на
неблагодарность, что так или иначе является
общепринятым долгом.
Человек должен стараться поступать,
согласуясь с правилами поведения, данными
Творцом мира. "Он Бог мой, и прославлю Его"
(Исх. 15, 2), — этот стих мудрецы толковали
следующим образом: "Я стараюсь быть
похожим на Него: как Он милосерден, так и я
хочу быть милосердным; как Он милостив, так
и я буду милостив. И так для всех хороших
качеств".
Итак, заповеди нравственности и
приобретения хороших качеств представлены
в запрете разврата и запрете есть живое,
причем последнее характеризуется как
особый вид жестокости.
В виде обзора приведем все семь основных
заповедей для потомков Ноя, т.е. для всего
человеческого рода:
1. запрет идолопоклонства;
2. запрет разврата;
3. запрет убийства людей;
4. запрет есть часть от живого существа;
5. запрет богохульства;
6. запрет кражи;
7. заповедь правосудия.
К этим основным заповедям добавляют еще
некоторые правила, отчасти безоговорочно
обязательные, отчасти дополнительно
принятые на себя потомками Ноя.