Глава 6 Подробности законов для сыновей Ноя
Принципы и идеи, на которых основаны
заповеди для сынов Ноя, мы уже рассмотрели.
Осталось обсудить сами законы. Такой подход
кажется правомочным: сначала понять (задав
вопрос — что это такое?), а потом вникнуть (спросив
— как это выполняют?). Но в нашей истории
есть прямо противоположный пример: когда
Израиль стоял у горы Синай, евреи, которым
была предложена Тора, сказали: "Сделаем и
выслушаем" (Исх. 24, 7), т.е. мы согласны
выполнять все законы, и только потом,
выполняя их, постараемся узнать и понять их
смысл. По мнению мудрецов, Бог высоко оценил
такую позицию и сказал: "Кто раскрыл Моим
детям эту тайну, о которой кроме Меня знают
только Мои слуги-ангелы?" Отсюда делаем
вывод: главное значение придается
реальному выполнению заповедей, но важна и
направленность человека. "Бог любит
сердце", — так сказали мудрецы, т.е. Бог
оценивает положительную внутреннюю волю,
которая живет в сердце. Мы знаем, что
внутренний мир и поступки человека
находятся в самой тесной связи друг с
другом. Наша деятельность влияет на
внутреннее содержание нашей личности. В "Книге
воспитания" о выполнении заповедей
пишется: "Человек становится тем, что он
делает. Его сердце и его мысли всегда идут
за поступками, которые он выполняет, хороши
они или плохи. Поэтому самое пристальное
внимание надо уделить заповедям".
1. Запрещение идолопоклонства
а) Составной частью этого запрещения
является запрет веры в идолов; а также во
все другие силы, кроме Бога. Самое главное:
нельзя отрицать существование Бога.
В предыдущей главе мы уже подчеркивали, что
одна из основных заповедей для человека
заключается в том, чтобы, стремясь к
познанию Творца, приобрести мировоззрение,
которое будет соответствовать основам веры.
б) Запрещение идолопоклонства не позволяет
поклоняться идолам, т.е. участвовать в любом
культе любого идола, даже если человек в
него не верит. Также запрещено поклоняться
идолам или приносить им жертвы, даже если
вас к тому принуждают. Однако от этой
заповеди можно отказаться, если есть угроза
непосредственно жизни. Впрочем, при наличии
десяти человек и более (из евреев или из
неевреев), отрицающих идолопоклонство, —
все они обязаны соблюдать эту заповедь даже
под угрозой смерти.
в) Запрещено изготовлять идолов, даже если
вы сами им не поклоняетесь. Запрещается
строить для них дома, молельни и т.п.
Запрещается поклоняться идолам в прямом
смысле - целовать их, чистить и совершать
все остальные действия, которые могут быть
признаны выражением поклонения.
г) Запрещено клясться именем идолов. Нельзя
даже интересоваться культом конкретного
идолопоклонства и всем, что связано с
поклонением ему. Возможно, что нельзя
вносить идола в дом. Однако разрешается
уничтожить его, чтобы, разбив на части,
использовать их для своих нужд.
д) Запрещено рисовать идолов, даже если это
делается в эстетических целях, а не для
поклонения.
Некоторые мудрецы к этим пунктам добавляют
еще несколько, но потомки Ноя не взяли их на
себя:
аа) Запрещение колдовства с целью
заглядывания в будущее. Нельзя, например,
заниматься гаданием на кофейной гуще,
хрустальном шаре и т. п.
бб) Запрещение составлять гороскоп для
определения дней, благоприятных началу
какой-нибудь деятельности. Под запрет
попадают все суеверия: вера в число "13",
в черную кошку и т.п.
вв) Запрещение ворожбы, касающееся всех
видов так называемой черной магии.
гг) Запрещение воздействия на людей с целью
навязать им "объект симпатии" и т.п.
дд)Запрещение заклинаний, спиритизма, "вызывания"
мертвых и др.
2. Запрещение разврата
Заповеди брака (с целью производить
потомство), соответствует запрещение раз-
врата, под которым понимается
прелюбодеяние, кровосмешение,
гомосексуальные отношения и скотоложество.
К кровосмешению относятся половые
отношения с близкими родственниками —
матерью, женой отца, сестрой, а некоторые
законодатели запрещают также сестру отца,
сестру матери, дочку, сноху, мать снохи,
дочку жены и внучку жены.
С незамужней женщиной мужчине не
разрешается иметь отношения против ее воли.
Ему также запрещено обольщать
несовершеннолетнюю. Впрочем, потомки Ноя
сами взяли на себя дополнительный запрет на
отношения с незамужней женщиной, равно как
и обязательство сдерживать себя при ласках,
будь то поцелуи или объятия.
Праведника Иова прославляли за то, что он
никогда не смотрел на девушек, чтобы, когда
они выйдут замуж за какого-нибу, мужчину, не
оставалось памяти ни о какой связи между
ними: "Завет положил я с моими глазами,
чтобы не помышлять мне о девице" (Иов 31, 1).
Женщина считается замужней с того момента,
когда молодые решили жениться и начали жить
супружеской жизнью. Желательно произвести
какую-то церемонию.
Если супруги, решив развестись, разводятся
принятым в данном месте образом, то, по
мнению большинства учителей закона, оба (муж
и жена) свободны снова заключить брак.
Супружеские отношения между партнерами
должны быть естественными; мужчина не
должен сближаться с женщиной, используя
способы, не принятые у людей.
Среди мудрецов существует мнение, что
запрещена порча семени мужчины, то есть,
онанизм не разрешен.
Женщинам, как и мужчинам, запрещено иметь
отношения с представителями своего пола.
Если кого-нибудь принуждают к разврату, то
он всеми силами должен отказываться от
этого. Но если принуждение связано с
угрозой жизни, то отказаться от этой
заповеди можно, если только не в
присутствии, как минимум, десяти человек из
евреев или неевреев, отрицающих
идолопоклонство.
Запрещением разврата охватывается также
скрещивание животных различных видов и
скрещивание деревьев различных видов.
Запрещается кастрация людей и животных.
Женщины должны вести себя скромно Что это
означает? Нельзя обнажать свое тело. В
Талмуде говорится, что замужняя женщина
обязана надевать головной убор (в случае
развода она вновь свободна от ношения
головного убора).
3. Запрещение убивать людей
Запрещено убивать — мужчину, женщина
ребенка, старика или даже плод в утробе
матери. Запрещено убивать смертельно
больного человека, даже если у него не
осталось никаких шансов выжить и даже если
он настоятельно просит убить его, чтобы
прекратить мучения. По этой причине
запрещены пересадки органов, если в
результате можно ожидать сокращения
продолжительности жизни донора, от
которого берется орган.
Более того, человек не имеет права наложить
на себя руки и покончить с собой. Нельзя
также беспричинно подвергать свою жизнь
опасности. Наоборот, человек должен
стараться сохранить свою жизнь и
заботиться о своем здоровье.
Смертная казнь преступников разрешается
только по постановлению суда.
Если человека преследуют и он может
защитить себя, не подвергая опасности жизнь
тех, кто его преследует, то ему запрещается
убивать. Но если для преследуемого нет
другого выхода, как убить, чтобы спастись,
то ему разрешается опередить своего
преследователя и убить его. "Встань,
чтобы убить того, кто пришел убить тебя".
Разрешается в особо сложных случаях, когда
опасность угрожает жизни беременной
женщины, убить плод, чтобы спасти ее.
Убить врага во время оборонительной войны
разрешается, поскольку на такое убийство
можно смотреть как на самозащиту. Поэтому,
строго говоря, нельзя вести наступательную
войну, кроме тех случаев, которые
специально оговорены в еврейском законе. И
все ограничения сняты, если речь идет о
спасении других людей, оказавшихся в
смертельной опасности.
Но нельзя убивать, когда под угрозой смерти
заставляют убить другого. Человек не волен
решать, чья жизнь дороже в глазах
Всевышнего. Но выдать одного заложника для
того, чтобы спасти жизнь многих, можно; хотя
такое разрешение действует только для
потомков Ноя, а не для евреев. Запрещается
бить людей (воспитателям и родителям можно).
Это запрещение более строго для евреев, чем
для потомков Ноя.
4. Запрещение есть плоть с ее душой
Запрещено есть кусок мяса, отрезанный от
живого животного, будь то дичь, домашнее
животное или птица; запрещение относится
также к крови еще живого зверя.
Некоторые мудрецы разрешают есть животное,
которое умерло само по себе, но другие
запрещают, требуя особого убоя, при котором
у животного надо перерезать сонные артерии,
тем самым разъединяя связь между мозгом и
сердцем и не обрекая животное на ненужные
страдания. Такой метод более
предпочтителен, чем убийство током, так как
электрический удар не всегда предотвращает
боль.
Если животное забивают, перерезая шею, то
нельзя есть его внутренности; поскольку
печень, легкие и все органы, связанные с
трахеей и пищеводом, считаются "плотью с
ее душою". Однако, при убое, когда шея
животного остается целой и невредимой,
разрешается есть указанные органы, даже
если при этом не соблюдается рекомендуемый
вид убоя.
Органы мертвого животного, которые почти не
были связаны с телом еще при жизни (в
результате травмы или болезни), разрешены в
пищу, но не все мудрецы с этим согласны. Если
сварили мясо от живого с чем-то еще и это
блюдо получило вкус от мяса, то это блюдо
запрещено в пищу. Кусок мяса, о котором
неизвестно, происходит оно от живого или
забитого зверя, некоторые разрешают есть.
Все народы согласны, что человеческое мясо
есть запрещено.
В принципе, во всех этих заповедях речь идет
о милосердии по отношению к живым существам.
Зверям нельзя причинять боль, за
исключением случаев, когда это необходимо
для пользы человека, например, для работы на
людей или для медицинских опытов.
5.Запрещение богохульства
Запрещено проклинать Бога. Также
запрещено пренебрежительно о Нем говорить.
В положительном смысле это означает
уважительное отношение к наставлениям Бога
и к Торе, данной людям, а также уважение к
свиткам Торы.
Человеку запрещено основывать новую
религию, тем более если при этом он уверяет,
будто принял ее от Бога. Такое "пророчество"
считается ложным и оно строжайшим образом
запрещено.
Каждому человеку заповедано изучать заветы,
действующие для него, то есть семь
наставлений потомкам Ноя, а также все
связанные с этим подробности и обязанности,
возложенные на всех людей. С другой стороны,
имеется запрещение на изучение неевреем
тех частей Торы, которые относятся
исключительно к евреям.
6.Запрещение кражи
Никому нельзя ничего красть у своего
ближнего, даже если предмет кражи обладает
самой небольшой ценностью.
Существует заповедь не задерживать выдачу
зарплаты для рабочего, ибо это своего рода
кража. Также не разрешается без разрешения
работодателя пользоваться той пищей, на
производстве которой занят работник (например,
повар); запрета нет только в том случае, если
существует разрешение Закона или так
оговорено по соглашению с хозяином.
Нельзя утаивать пошлины или налоги. Нельзя
наносить ущерб имуществу или телу других
людей. Запрещается обман в торговле,
небрежность при охране чужого имущества,
невыплата долга. Но нет обязанности
возвращать находку — кроме тех мест, где к
этому обязывает закон страны. Украденное
надо вернуть во всех случаях.
Военная добыча на справедливой войне
принадлежит завоевателям, она не считается
грабежом, и ее не нужно никому возвращать.
Человеку запрещено желать денег своего
ближнего, то есть размышлять на тему, как
приобрести чужое имущество незаконным
способом.
Указанное выше запрещение изучать ту часть
Торы, которая принадлежит исключительно
евреям, тоже можно считать составной частью
запрещения кражи.
7. Заповедь судопроизводства
Нужно назначать судей, выносящих
приговоры в гражданских делах и требующих
от общества выполнения семи главных
заповедей. Обязанность судопроизводства
накладывается на мужчин, так как
общественные обязанности лежат в основном
на них.
Судьи должны судить в соответствии со
справедливыми законами, принятыми в данном
месте; также существует мнение, что суды
должны вестись в соответствии с законами,
данными евреям.
Судьям запрещается брать взятки, а также
судить не по закону.
Каждому дано право обращаться в суд, причем
самосуд и самоуправство строго запрещены.
8. Запрещение отдыха в Субботу. Суббота
потомков Ноя
По мнению Маймонида запрещение
праздновать Субботу для неевреев
существует из опасения, что из-за
субботнего отдыха неевреи могут ввести
какую-нибудь новую религию. С точки зрения
Маймонида, потомку Ноя разрешается
отдыхать в Субботу, если при этом он сознает,
что религиозная заповедь Субботы возложена
на одних евреев, а он отдыхает не по
религиозной обязанности.
Уже Филон Александрийский упоминает,что
еврейская Суббота нашла широкий отклик у
других народов, и они захотели ее соблюдать.
Раши сводит это запрещение к обязанности
людей усовершенствовать землю своим трудом:
если бы они хотя бы частично отказались от
труда, то изменили бы своему предназначению.
Итак, по мнению Раши, отдых в Субботу
запрещен потомку Ноя даже тогда, когда он
согласен соблюдать его не по религиозным
причинам.
Тем не менее человеку разрешается отдыхать,
если он нуждается в отдыхе, и даже
установить постоянный день отдыха, — но не
как религиозный обряд.
Помимо того, человеку вполне подобает
почувствовать и воспринять Субботу; он
может провести этот последний день недели,
как день учебы или день отдыха на лоне
природы, чтобы подумать о Творце всего мира;
при этом он выполняет опредленного вида "работу":
приготовление завтрака, включение света, —
главное, что при этом он явно показывает,
что не отказывается от работ, которые
запрещены в Субботу для евреев.
Философ Эрих Фромм, глубоко вникший в
понимание Субботы, заметил, что Суббота
символизирует совершенное, гармоничное
состояние между человеком и природой, между
человеком и человеком. Отсутствие работы
означает отказ от любого вмешательства в
естественный и общественный ход дел: хотя
бы на один день человек освобождается от
оков природы и от пут времени.
Полное понимание этой мысли становится
ясным в связи с библейским взглядом на
человека и природу. До грехопадения Адам,
первый человек, жил в полной гармонии с
природой. Но неповиновение "раскрыло ему
глаза", поскольку он получил умение
различать между добром и злом, осознать
самого себя и своего ближнего, на которого
был похож и от которого, одновременно,
отличался, поскольку каждый человек
наделен своеобразием. С другими людьми он
связан узами любви и все же остается в
одиночестве. Так началась история
человечества — под знаком проклятия Бога
из-за неповиновения людей. А в чем
заключалось это проклятие? Были
провозглашены:
— вражда и борьба между людьми и животными:
"И вражду положу между тобою (змеем) и
женщиной, и между твоим потомством и ее; оно
будет поражать тебя в голову, а ты будешь
жалить его в ногу" (Бытие 3, 15);
— вражда между человеком и землей: "...Проклята
земля за тебя! В муках будешь питаться от
нее все дни твоей жизни. Сорняки и колючки
произрастит она тебе; будешь питаться
полевою травою. В поте своего лица будешь
есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из
которой взят; ибо прах ты, и в прах
возвратишься" (Бытие 3, 17-19);
— вражда между мужчиной и женщиной: "...К
твоему мужу твое влечение, и будет он
господствовать над тобою" (Бытие 3, 16);
— вражда между женщиной и ее природными
функциями: "В муках будешь рожать детей"
(Бытие 3, 16).
Итак, из-за того, что человек нарушил
договор со своим Творцом, первоначальная
гармония мира превратилась во вражду и
борьбу.
Тогда в чем заключается, по мнению пророков,
цель человека с тех пор как он вкусил "запретный
плод"? Она заключается в возвращении к
жизни в гармонии с ближним, с живым миром, с
землей и с неживой природой. Новая гармония
отличается от Эдемского сада (рая); человек
должен сперва добиться ее благодаря своему
личному развитию, живя по-праведному,
познавая истину и поступая справедливо. Он
достигнет гармонии, направляя силы своего
разума в сторону освобождения от
порабощения другими людьми и от подчинения
собственным неразумным вожделениям.
Предсказания пророков свидетельствуют об
этом. Вся земля из конца в конец наполнится
плодами, люди перекуют мечи на орала, волк
станет жить в мире с ягненком, больше не
будет войны, женщины будут рожать без болей,
все человечество объединится в истине и
любви.
Возобновленная гармония является тем
совершенством, в котором заключается цель
истории человечества и в рамках которого
становится понятным образ Машиаха.
Только на этой основе мы можем осмыслить
полное значение Субботы и всех правил,
связанных с ее соблюдением. Только тогда
становится понятным, почему человек,
соблюдающий Субботу, принимает во внимание
не только запрет не отрывать ничего от
растения, но и запрет переносить крохотный
носовой платок с одного земельного участка
на другой, даже если с точки зрения работы
тяжесть такого труда минимальна.
Потомкам Ноя не вменяется в обязанность
соблюдать Субботу подобно евреям;
все же им разрешено и вполне уместно, как
сказано выше, воспринять идею Субботы в
воспитательном смысле.
Суббота — это предвестник времени Машиаха;
время Машиаха названо "днем, который весь
— Суббота". В Субботе заключена
особенность еврейского народа. Мы знаем,
христиане начинали с Субботы, а затем
перешли к воскресенью; то же самое
мусульмане, которые начинали с Субботы, а
потом перешли к пятнице, — только евреи
остались верны Субботе. Именно поэтому,
мудрецы уже 2300 лет назад в утренней молитве
на Субботу сформулировали: "Ты не дал ее (Субботу),
Господи, Боже наш, племенам земли, не
передал ее, наш царь, в наследие
идолопоклонникам,.. а только сынам Израиля,
Твоему народу, Ты дал ее с любовью".
Тем не менее принять свое участие в Субботе
может любой человек. Имеется даже мнение,
что любой потомок Ноя, рассматриваемый как
дружественный поселенец (на иврите гер
тошав; не путать с гер цедек — прозелитом,
перешедшим в еврейство, на котором — все
заповеди евреев), обязан соблюдать покой в
Субботу в том смысле, что ему запрещены
ненужные полевые работы (Раши). Имеются
также мнения учителей, считающих, что в
Субботу потомку Ноя запрещены все работы,
за исключением тех, которые разрешаются
евреям в их праздники (Трактат Критут 9), —
например, варить пищу или зажигать свет.
Суббота играет центральную роль в вере, ибо
Бог, создав весь мир, отдыхал в седьмой день.
К вере в Творение относится соблюдение
Субботы. Поэтому потомок Ноя, обязанный
верить в Бога, также обязан по этому мнению
соблюдать Субботу, ибо такова одна из основ
веры.
В истолковании раввина Самсона Рафаэля
Гирша отдых в Субботу свидетельствует о
деле Творца: "Закончены были небо, земля и
все их воинство" (Бытие 2, 1). Поэтому у
Всевышнего есть еще одно имя: Шадай (по-еврейски
достаточно, хватит!).
Небо и земля совершенны, ибо совершенны
физические законы этого мира, которых нет
нужды обновлять. Суббота подчеркивает это
совершенство.
Все в мире — и малое и большое, отдельное и
целое, — все является выражением одной
мысли Того, Кто не отдыхал, пока не исполнил
задуманное, не завершил Свою мысль.
Завершение мысли находится перед тобой.
Именно тебе Суббота свидетельствует о
Творце, Который продумал и реализовал мысль
об этом мире, — пусть этот мир наполнен и
противоречиями, и гармонией, и раздорами, и
миром, и ненавистью, и согласием. Он, этот
мир, полон борьбы, но все же он един. И об
этом свидетельствует Суббота!
9. Молитва
Молиться перед Богом подобает каждому
человеку, когда он в нужде или испытывает
затруднения в переломный момент своей
жизни. Молиться надо простыми словами, как
сын просит отца, или же можно обратиться к
Богу, используя соответствующие псалмы,
которые выражают ситуацию.
Следует каждое утро и каждый вечер
произносить стих: "Слушай, Израиль:
Господь — наш Бог, Господь — Един" (Второзаконие
6, 4), — "Шма Исраэль, А-донай Элокейну, А-донай
эхад", — для того, чтобы укрепить у себя в
сердце веру в Единственность Бога.
Когда человек добивается в жизни успеха или
испытывает ощущение счастья, ему подобает
выразить свою благодарность хвалебными
псалмами.
10. Милосердие и милостыня
Каждому человеку предписано заниматься
делами, которые могут помочь другим. Даже в
наше время, когда заботу о малоимущих взяло
на себя государство, для каждого имеется
достаточно возможностей, чтобы помочь
ближнему: будь то доброе слово, любезность
или ободрение, посещение больного или
одинокого человека, оказание помощи путем
одалживания каких-нибудь предметов или
денег при финансовых трудностях. Стоит даже
подумать о том, чтобы приобрести
определенные вещи с целью давать их на
время в долг другим людям, облегчая тем
самым их жизнь.
Раздача милостыни должна идти на пользу не
только друзьям и родственникам, но и всем
нуждающимся. Некоторые люди берут правило
"десятой части" обязательным для себя,
предоставляя для благотворительных целей
10% своего чистого заработка.
11. Запрещение ложной присяги
Человеку запрещено давать под присягой
ложные показания. Все, что обещано под
присягой, нужно выполнять. Вообще, человек
должен стараться говорить правду в любой
ситуации. Мудрецы отметили, что печать Бога
— это истина, и что только через истину
человек приближается к своему Творцу.
Но, сколь ни предпочтительна правдивость,
все же иногда надо изменить свои слова, если
тем самым можно спасти ближнего от потери,
ущерба или позора; конечно, без того, чтобы
при этом пострадал кто-нибудь третий.
Следует избегать даже малейшей
неискренности. Например, не стоит
приглашать кого-то в гости, зная заранее,
что он все равно не сможет или не захочет
прийти.