ООП
Организация Освобождения
Палестины (по-арабски ФАТХ), была образована 1-го января 1965 года, то есть
примерно за два с половиной года до того, как мир, после окончания июньской
(шестидневной) войны 1967 года впервые услышал о таком понятии как "оккупированные
Израилем территории". До этого никто не вел разговоров ни о каком палестинском
государстве. Фактически, ООП была создана для того, чтобы способствовать
осуществлению панарабских устремлений Египта путем изгнания евреев с Ближнего
Востока. ООП под руководством Арафата, как провозглашает Палестинская
хартия, - не что иное
как передовой отряд в войне арабского мира против еврейского государства.
Именно поэтому Иран и Египет являются главными поставщиками оружия для ООП.
Партию ФАТХ сейчас возглавляет Махмуд Аббас, пользующийся признанием международного сообщества, включая США и Западную Европу, несмотря на то, что военное крыло этой партии “Бригады мученников Аль-Аксы” представляет собой террористическую организацию, виновную в убийстве сотен израильтян. В марте 2002 года правительство США внесло военизированное крыло Фатха «Бригады Мучеников Аль Аксы» в список террористических организаций.
[14 ноября
Один из палестинских центров социологических исследований, руководимый Басамом Тамими, опубликовал достаточно горделивую статистику палестинского террора. Статистика свидетельствует о росте числа терактов против евреев, совершенных военно-террористическими организациями, подчиненными правящему в Иудее и Самарии и являющемуся официальным партнером Израиля по процессу политического урегулирования, ФАТХу. Неоспоримое лидерство, по данным палестинских статистиков, принадлежит «Батальонам мучеников Аль-Аксы».
Согласно данным палестинцев, за период с июня 2007 по июнь 2008 года боевиками «Батальонов Аль-Акса», по приказу объединенных штабов арабского сопротивления, базирующихся в Газе, было совершено примерно 25% из всех 1801 терактов, произошедших за этот период. При этом ХАМАС является ответственным за 13% терактов. Боевики «Исламского джихада» совершили 22 % терактов, около 18 % нападений - дело рук «Народного фронта сопротивления», более 13 % терактов организовано и осуществлено т.н. «Комитетами народного сопротивления» и чуть менее 9 % - «Демократическим фронтом освобождения Палестины».
Директор Центра социологических исследований особо подчеркивает не только количественное, но и качественное лидерство боевиков ФАТХа по сравнению с боевиками других организаций. Они несут ответственность за львиную долю заложенных на дорогах зарядов взрывчатки и снайперских обстрелов израильских солдат и граждан.]
Нет никаких оснований ожидать, что преемник Арафата откажется от ооповской программы поэтапного уничтожения Израиля.
Первоначально основатели ООП, в том числе и Арафат, открыто причисляли свою организацию к ответвлению организации "Мусульманские братья". В дальнейшем кровное родство ООП с "Мусульманскими братьями" в политических целях всячески затемнялось.
Говоря об истории этой организации, чаще всего вспоминают организованные ею захваты пассажирских самолетов в 70-х годах и осуществленное под руководством Арафата нападение на израильских спортсменов во время мюнхенской Олимпиады в 1972 году. Чуть реже упоминается катастрофа, к которой привело нахождение вооруженных отрядов ООП в Ливане в 80-е годы. Палестинцы превратили тогда процветающую страну, "ближневосточную Швейцарию", в дымящиеся руины, пожираемые огнем гражданской войны. В этом же контексте упоминается "иорданский период" ООП, закончившийся в 1970 году подавлением бунта вооруженных палестинцев с применением танков.
В марте 1980 года израильское руководство официально декларировало, что ООП — нелегальная террористическая организация. 19-го января 1993-го года левые сумели добиться в Кнессете отмены запрета на контакты с ООП (к тому времени она уже десять лет прозябала вдалеке от израильского берега - в Тунисе). Принципы соглашения были определены в Осло летом 1993 года. 1-го сентября в интервью “Радио Монте-Карло” Арафат разъяснил, что “Норвежские соглашения” - это важный шаг на пути к осуществлению “Поэтапного плана уничтожения Израиля”, утверждённого Палестинским Национальным Советом на своём съезде в Каире в 1974-ом году. 13-го сентября 1993 года в Белом Доме Ицхак Рабин (тогда — премьер-министр страны) и Шимон Перес, занимавший пост министра иностранных дел, подписали «Декларацию о принципах», заявлявшую о взаимном признании. С палестинской стороны свои подписи под документом поставили Ясер Арафат и Махмуд Аббас (в то время — один из лидеров ООП). Палестинцам предъявлялось требование прекратить террор и изъять из Устава организации параграфы, призывающие к уничтожению Израиля.
Неделей позже израильский Кнессет ратифицировал это соглашение («за» проголосовали 61 депутат, 50 — «против» и 9 воздержались). Однако палестинская сторона на заседании исполнительной комиссии, которое состоялось 6 октября 1993 года, соглашение Осло не ратифицировала — из-за «неполного кворума». Т. е. ООП не легализовала «Декларацию о принципах», но никто не обратил на это внимание.
Та же судьба постигла и другое обязательство, взятое на себя Организацией освобождения Палестины, согласно договору Осло — изъятие из Устава параграфов, призывающих к уничтожению Израиля. Палестинский национальный совет, имевший статус парламента Палестины, для обсуждения данного вопроса собирался дважды (первый раз — 24 апреля 1996 года и второй — 14 декабря 1998 года). Но эти параграфы так и не были отменены.
Несмотря на все это, израильское правительство продолжало вести себя так, как будто бы соглашение с обеих договаривающихся сторон вошло в силу. Впрочем, поскольку ООП не отказалась от террора и не ратифицировала соглашение Осло, израильский закон не исключил ООП из списка террористических организаций.
Когда журналисты пытались выяснить, что происходит в действительности, задавая соответствующие вопросы представителям израильских правящих кругов, те уклонялись от ответа. В отличие от них лидеры ООП «не скромничали» и сообщали корреспондентам, что израильское правительство не требует от них ратификации «Декларации о принципах» и не настаивает на отмене параграфов об уничтожении Израиля.
Арафат не раз в своих
выступлениях на арабском говорил о том, что мирные переговоры с Израилем нужны
лишь для выполнения плана уничтожения Израиля, принятого в
Самое поразительное, что никто не требует от палестинских властей официально отменить поэтапный план уничтожения Израиля и все антиизраильские пункты Палестинской Национальной Хартии.
«Исламский джихад» еще в 60-е годы откололся от организации "Братья-мусульмане" и провозгласил свою программу: священная война против евреев и Израиля, отказ от любого компромисса между Израилем и исламским миром, презрение к ООП, Арафату и "безбожным" правителям большинства арабских государств. Судя по этим целям и задачам, "Джихад" очень близок к ХАМАСу, но между ними есть существенная разница. Во-первых, "Исламский джихад" не занимается ни социальной, ни просветительской, ни благотворительной деятельностью, сосредоточившись только на терроре. Во-вторых, он не ограничивает свои действия территорией Израиля и борьбой с сионистами. В-третьих, его активисты не согласны на примирение с идеологическими противниками и "предателями" даже ради единства исламского сообщества (уммы). Такая радикальная позиция противоречит традиционной исламской доктрине, ставящей единство уммы выше разногласий. Сторонником этой доктрины был покойный лидер ХАМАСа шейх Ясин, который добился соглашения о "прекращении огня" между своими боевиками и людьми Арафата.
Идейным отцом "Джихада" считается один из "Братьев-мусульман" – Саид Кабт. Он провел 10 лет в египетских тюрьмах, где и написал книгу, ставшую манифестом радикальных исламистов. Нынешнее руководство "Исламского джихада" разделяет его взгляды на священную войну, которую каждый мусульманин должен вести против "сатанинских сил", и недопустимость западных ценностей для арабского мира. Один из лидеров движения Асад Тамими называл арабских правителей агентами христиан и евреев, вступившими в сговор с Западом, чтобы отдать Палестину сионистам. Из этого следует, что палестинцам не стоит надеяться на своих лидеров – спасение принесет только ислам и вооруженная борьба с врагами и отступниками. Среди показательных акций "Джихада" – нападения на иностранных туристов в Египте, убийства женщин, снявших чадру, и светских интеллигентов в Алжире.
Первые отделения "Джихада" появились в Газе в 1979 году. Именно тогда в Иране к власти пришел аятолла Хомейни, который тут же начал финансировать деятельность "Джихада". Хотя члены ИД – сунниты, в шиитском Иране они нашли полное понимание и подтверждение своих идей о роли веры, мученичества и священной войны. "Иранская революция показала, что в наши дни ислам – это решение, а джихад – наиболее подходящее средство", заявил Тамими в одном из своих интервью.
К началу интифады 1987 года численность ИД в Газе, по разным оценкам, составляла от двух до четырех тысяч человек. Но уже через год движение пережило кризис. Многие его активисты оказались в тюрьмах, а тем временем шейх Ясин основал ХАМАС и начал претендовать на руководство всеми радикально настроенными мусульманами. Благодаря широким связям с мечетями, школами и больницами ХАМАС успешно конкурировал с разрозненными подпольными ячейками "Джихада". Но, с другой стороны, возвышение ХАМАСа способствовало исламизации и росту воинственных настроений на территориях, что не могло не пойти на пользу "Исламскому джихаду". Впоследствии разочаровавшиеся хамасовцы пополняли ряды "Джихада".
По количеству проведенных в Израиле терактов и их жертв "Джихад" уступает только ХАМАСу, да и то лишь из-за своей малочисленности на территориях. Боевики двух движений порой действовали вместе, но в последнее время начались разговоры о более серьезном объединении под сирийской "крышей". На этот шаг вынудили террористов участившиеся атаки Израиля на лидеров обеих группировок. Первым результатом такого сотрудничества стало нападение на военную базу Нецарим около года назад. По стилю организации теракта эксперты предполагают, что в его подготовке принимала участие и "Хизбалла". Всего с начала интифады ХАМАС и "Исламский джихад" провели почти 20 совместных операций против израильтян.
"Исламский джихад" только один раз, летом 2003 года, согласился на перемирие – и прервал его вместе с ХАМАСом. Однако говорить о полном взаимодействии двух группировок пока еще рано. Каждая организация сохраняет собственную структуру, политическое и военное крыло, руководство и штаб-квартиры. Окончательного объединения не происходит по одной простой причине: никто из лидеров не хочет расставаться с властью, что неизбежно при слиянии двух структур в одну. Это означает, что ЦАХАЛу еще долго придется выполнять двойную работу, уничтожая руководителей двух террористических группировок. Нет никаких шансов, что "Исламский джихад", как и ХАМАС, добровольно согласится сложить оружие и прекратить борьбу.
Овадья
Шохер
“Хамас” зародился как массовое движение. Благодаря своему акценту на благотворительности, он смог глубоко укорениться в палестинском обществе, получить огромную общественную поддержку и набрать преданных сторонников. С другой стороны, “Фатх” всегда был организован сверху вниз: задуманный палестинскими студентами в Каире, образованный египетскими и иорданскими разведками, разросшийся в Кувейте и процветавший в Иордании, “Фатх” никогда не имел палестинских корней. С одной стороны, “Фатх” тоже занимался распределением помощи и социальных услуг, как и “Хамас”, но здесь есть одна большая разница: все понимали, что “Фатх” не более чем посредник. Он лишь распределял иностранную помощь, и в этом смысле заслуживал не больше благодарности, чем водитель грузовика, который эту помощь привез. В отличие от “Фатха”, который финансируют несколько крупных спонсоров, “Хамас” зарабатывал свой хлеб, работая с подпольными мусульманскими организациями и тысячами мелких спонсоров. “Хамас” действительно зарабатывал свои деньги потом и кровью, а не просто переправлял международную помощь. Простые палестинцы видели эту разницу и платили “Хамасу” лучшей валютой – верностью.
Многие палестинцы поддерживали начинания ООП (скорее ООП, чем “Фатха”), но о массовом народном движении, характеризующем популярную организацию, речи не шло. ООП никогда не могла сравниться с “Хамасом” по уровню присутствия – последний был буквально в каждой деревне. За “Фатхом” закрепилась репутация вероломной организации: даже в 1970-х многие группы покинули ООП именно из-за “Фатха”. “Саика” и Народный фронт освобождении Палестины вступили с ним в конфронтацию, поскольку считали его организацией коллаборационистов, готовых выполнить требования Израиля, принять палестинское мини-государство на Западном берегу и пойти на уступки в вопросе о праве на возвращение. В конце 1980-х годов в Тунисе ООП практически не существовала, ее значение было близко к нулю.
После того как Бейлин и Перес привезли “Фатх” из Туниса и закрепили на Западном берегу в качестве номинального партнера по мирным переговорам, “Фатх” занялся присваиванием иностранной помощи, и поэтому отказывался поделиться властью с местными лидерами чтобы создать себе общественную поддержку. В популярную партию “Фатху” превратиться не удалось, зато удалось превратиться в группу заговорщиков, вызывающую восхищение толпы. Настроение общества постоянно меняется, и “Фатх” не способен сформировать жизнеспособный стержень палестинской государственности.
“Фатх” присвоил ООП. Сначала в этом ему помогли египтяне и иорданцы, которые боялись радикальной и неконтролируемой ООП. В 1960-х годах “Фатх” действительно был умеренной организацией, состоящей из словоохотливых университетских активистов. Однако темой их разговоров была революция. Когда ООП действительно начала эту революцию, “Фатху” пришлось присоединиться к ней, чтобы не потерять доверия к себе. Именно так умеренные демагоги часто переходят к радикализму. Сегодня Аббас умеренный, но его речи, обращенные к арабам, полны радикальной риторики в духе “мы ждем своего часа”. Когда “Хамас”, Палестинский исламский джихад и другие организации выступят против Израиля, Аббас, дабы доказать палестинцам цену своего слова, тоже будет вынужден взяться за оружие. Сегодня “Фатх” действует не напрямую, а через свое крыло “Бригада мучеников аль-Аксы”. Палестинцы понимают, что “Фатх” и “Мученики аль-Аксы” – одна и та же группа, зато Израиль и западные спонсоры мирного процесса могут спокойно говорить своим избирателям, что “Фатх” воздерживается от терроризма. Но если мирный договор с Израилем так и не будет подписан, рано или поздно “Фатху” все равно придется либо взяться за терроризм в открытую, либо растерять всю свою поддержку.
По большому счету, не так-то и важно, хочет “Фатх” воевать или нет. В 1967 году Египет вступил в войну тоже без особого желания. В 1965 году египетская армия участвовала в мягком конфликте с “Ассифой”, боевым крылом “Фатха”; тогда Египет обвинял палестинцев в том, что они втягивают его в войну с Израилем, к которой Египет “не готов”, что на самом деле означало “оставьте нас в покое”. Насер был поглощен своей любимой идеей объединения арабов, и Израиль с палестинцами не входили в сферу его непосредственных интересов. Однако арабские лидеры, хотят они того или нет, обычно следуют своей риторике и рано или поздно нападут на Израиль.
“Фатх” и “Хамас” сражаются вхолостую: чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить огромные объемы израсходованных боезапасов и почти полное отсутствие потерь противника. Когда у палестинцев были настоящие междоусобные войны, в битвах между “Фатхом”, Народным фронтом освобождения Палестины и другими партиями потери исчислялись тысячами.
“Хамас” и “Хезболла” обозначили новую веху в израильско-палестинском конфликте. Израилю ничего не стоило искоренить ООП из Западного берега (для этого было достаточно устранить несколько сот лидеров) и Ливана (несколько тысяч повстанцев). Иорданское и ливанское правительства молчаливо одобрили израильское вторжение, поскольку были по горло сыты ООП. С другой стороны, “Хамас” и “Хезболла” тесно связаны с населением. С ними невозможно бороться, не вызвав множество жертв среди мирного населения, их невозможно ликвидировать, выслав несколько лидеров. Это еще не совсем народная война по типу Вьетнама, но уже близко к ней; опросы показывают, что от 30 до 50 процентов населения поддерживают “Хамас” и “Хезболлу”. Однако хорошая новость в том, что народные движения имеют склонность замыкаться на самих себе. Если они могут сохранить популярность благотворительностью и прочими невоенными мерами, то выбирают мир. И “Хамас”, и “Хезболла” сохранят враждебное отношение к Израилю, но будут все больше и больше поглощены решением местных проблем. И “Хамас”, и “Хезболла” значительно сократили интенсивность приграничных атак на Израиль, сведя их почти к нулю после прихода к власти; даже полунезависимое военное крыло “Хамаса” “Из ад-дин Кассам” перестало нападать на Израиль, пока его не заставил взяться за оружие сам Израиль, подвергнув Газу множеству санкций при приходе там к власти “Хамаса”.