Территории

 

Нам (Еврейом) уже приходилось обращать внимание на довольно странную аберрацию исторического и правового сознания, которой страдает сегодня так называемое «мировое сообщество», лидеры которого распространяют откровенно лживые сведения о международно-правовом статусе территорий, которые они называют (вопреки решениям ООН!) «оккупированными».

Как известно всем юридически грамотным политикам, специально занимавшиеся данным вопросом юристы ООН пришли к однозначному выводу о том, что данные территории - имеются в виду территории, перешедшие под контроль Израиля в 1967 году - являются «спорными». Таким образом, мы имеем дело с откровенной юридической и исторической подтасовкой, когда слышим об «оккупированных Израилем территориях».

Но и это еще не все. «Спорный» характер данных территорий также весьма и весьма сомнителен,  и может быть объяснен лишь крайней степенью исторической безответственности и правового нигилизма членов такой «весомой» международной организации как ООН.

Как известно, ООН является правопреемницей своей предшественницы - Лиги Наций - прежде всего в том, что касается выполнения решений Лиги об условиях «мандата», относящегося к территории «Оттоманской Палестины». То есть, в том числе и тех самых «оккупированных» (спорных) территорий, право Израиля заселять которые сегодня самым беспардонным и наглым образом, абсолютно незаконно, оспаривается.

Нынешние требования к Израилю не заселять Иудею и Самарию (не говоря уже об и Иерусалиме) выглядят прямым издевательством, особенно если учитывать правовой и исторический фон подобных требований.

Как известно любому международному юристу, после правообразующих решений по «Оттоманской Палестине», на конференции в Сан Ремо под эгидой Лиги Наций, - требование к еврейскому народу ограничивать себя в создании еврейского национального дома и в том числе, естественно, строительстве на всей территории бывшей «Оттоманской Палестины», - это не больше ни меньше, чем международное преступление.

Согласно документам, признавать которые обязана и нынешняя ООН, - исключительное право на создание своего национального очага на данных территориях в силу всеми признанных исторических и моральных прав еврейского народа на Землю Израиля, - принадлежит еврейскому народу. Собственно, какое-либо «обсуждение» прав евреев на строительство в пределах «Оттоманской Палестины» после этого выглядит нелепо и странно.

 

 

Насильственное выселение евреев c их земли в их собственной стране противоречит Основному закону государства Израиль. Для приведения такой инициативы в исполнение недостаточно лишь решения правительства. Необходимо провести в Кнессете специальный закон. А это тоже - непростая проблема…

ЗАКОННО ЛИ ИЗГНАНИЕ ЕВРЕЕВ ИЗ ГАЗЫ?

Элиав Шохтман

В демократической стране, как известно, глава правительства не может по своему  желанию выселить группу людей из их домов, ибо он, как и любой рядовой гражданин, подчиняется существующим в государстве законам. Законом обусловлены все его права и привилегии. Президент Верховного Суда (БАГАЦ), г-н судья Аарон Барак сформулировал это так: «Власть закона распространяется на все правительственные структуры, в том числе, и на само правительство. Не существует структуры, которая стояла бы выше закона» (Верховный Суд, 6163/92, вердикт 47(2), 274).

Принцип ограничения действий правительства рамками закона, изложен также в параграфе 32 Основного закона Израиля: «Правительство уполномочено действовать от имени государства, только в том случае, если его действия соответствуют всем постановлениям суда, и суд не возложил это действие на иной орган власти». Термин суд (на иврите - дин) в данном случае подразумевает не только существующие законы, но и постановления судов, утвержденные Верховным Судом Израиля.

Тут возникает вопрос: может ли решение главы правительства или даже - Кнессета (израильского парламента) стать достаточным основанием для того, чтобы насильно выселить жителей Гуш Катифа, Иудеи или Самарии из их домов? Как относится к этому израильское законодательство? Не следует при этом упускать из виду, что речь идет о жителях поселений, основанных с разрешения соответствующих уполномоченных на это инстанций.

Очевидно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным. Наша жизнь регламентируется Основными законами, принятыми Кнессетом более десяти лет назад. Главная суть этих законов - в защите прав человека. В Основном законе о правах человека и свободе личности сказано: «Запрещено унижать человеческое достоинство…» (параграф 2). В параграфе 3 этого документа говорится: «Запрещено наносить ущерб имуществу человека». И, наконец, в параграфе 11 этот закон недвусмысленно предписывает: «Любая правительственная структура обязана уважать права человека, предусмотренные настоящим законом».

Согласно Основному закону государства Израиль, ни глава правительства, ни само правительство не должны посягать на права граждан. Выселение евреев против их воли - ущемление человеческого достоинства, посягательство на частную собственность граждан, приобретенную ими честным и законным путем. Таким образом, на государственном уровне в решение о насильственном демонтаже поселений - нарушение основных прав, оговоренных в своде израильских законов.

 

        Национальные права в Иудее, Самарии и Секторе Газы

В Израиле бытует мнение, что люди, выстроившие селения на «оккупированных территориях», изначально не имели полного права на собственность, которую в них приобрели. Они якобы должны были понимать, что в один прекрасный день их могут выгнать из их домов. Но в этом нет и доли правды.

Этот ложный посыл, который зиждется на безосновательной претензии арабов на то, что Израиль будто бы «захватил исконные палестинские территории», прочно укоренился в сознании многих людей в мире, включая некоторых израильтян и даже - отдельных членов правительства. В действительности же, территории Самарии, Иудеи и Сектора Газы никогда не были под властью арабов. С точки зрения международного законодательства, национальные права на эти земли - всецело в руках еврейского народа.

Международное сообщество признало за народом Израиля национальное право на владение всей западной частью страны. Лига Наций предоставила Великобритании мандат, согласно которому англичане должны были положить начало созданию на Земле Израиля еврейского национального дома. В мандате среди прочего записано: «Никакая часть территории Израиля не будет передана в постоянное пользование или в аренду правительству какого-либо другого государства и никаким способом не будет передана под правление другого государства». Там сказано также, что «Правительство Израиля должно всячески способствовать… заселению евреями земель страны и пустующих территорий, если они востребованы для общественных целей».

Сегодня место Лиги Наций заняла Организация Объединенных Наций. Однако все национальные права еврейского народа, признанные Лигой Наций и записанные в мандате - включая права еврейского народа на заселение всех территорий к западу от реки Иордан - по-прежнему действительны, что подтверждается параграфом 80 свода законов ООН.

С точки зрения международного права, еврейскому народу принадлежат вся западная часть Эрец Исраэль. В 1947 году арабские государства отклонили предложенный ООН план раздела Земли Израиля. Но как только еврейское государство было создано, арабские страны развязали против него войну, поставив перед собой цель - уничтожить Израиль. В сущности, план раздела Израиля был лишь рекомендацией и ни к чему не обязывал ни одну из сторон. Арабский мир в целом и, так называемые «палестинцы», в частности, не захотели воспользоваться этой рекомендации. Таким образом, с точки зрения международного права, она (эта рекомендация) утратила свою актуальность и фактически была отменена. Таково мнение профессора Джулиуса Стоуна и других видных специалистов в области международного права.

После войны за Независимость часть территорий Израиля (к западу от реки Иордан) остались в руках Иордании и Египта, которые удерживали их в течение 19-ти лет (с 1948-го по 1967-й). Причем, официально захваченные земли на территориях Иудеи, Самарии и Газы за этими странами закреплены не были. Впрочем, Египет никогда не претендовал на власть в секторе Газы. Что же касается Иордании, то вначале она стремилась овладеть всем западным берегом реки Иордан. Но уже в 80-х годах 20-го века Иордания полностью отказалась от этих претензий.

В ходе Шестидневной войны (1967-й г.), которая была навязана Израилю арабскими странами, израильские вооруженные силы отвоевали фактически «ничейные» в тот период земли Иудеи, Самарии и Газы. И международное сообщества признало, что Израиль вправе строить здесь свой национальный дом, то есть - еврейское государство.

Право Израиля на заселение территорий Иудеи, Самарии и Газы подтверждают профессор Юджин Ростоу (бывший заместитель госсекретаря Соединенных Штатов Америки) и многие другие специалисты в области международного законодательства. По инициативе Юджина Ростоу, в частности, составлена широко известная резолюция под номером 242, принятая Организацией Объединенных Наций. В ней сказано: «Предоставленное мандатом право еврейского народа на заселение западного берега реки Иордан всегда оставалось в силе…».

Ростоу утверждает, что поселенческое движение в Израиле не является нарушением решений Женевской Конвенции, в которой подчеркивается, что государство не может селить своих граждан на захваченных территориях. Профессор Ростоу разъясняет, что «Женевская Конвенция имеет в виду действия одной страны на территории другой страны. Что же касается земель западного берега реки Иордан, это - часть подмандатной территории, а Британский мандат, в соответствии с которым осуществлялось управление этой территорией, никому не передавался. И это означает, что евреи имеют все юридические основания селиться на означенной территории. Это право гарантировано им международными соглашениями и Декларацией ООН (параграф 80)».

Известный юрист Дуглас Фейт, занимавший крупный пост в американском правительстве, подчеркивает: «Мандат не делал различия между правом еврейского народа на национальный дом и его правом заселять территорию Иудеи, Самарии и Газы или любую другую территорию страны. Если предположить, что евреи не имеют законных, признанных международным сообществом прав на Иудею и Самарию - как на часть своей страны, - мы неизбежно придем к выводу, что они не имеют прав ни на какую другую территорию Израиля. Ведь все их права на земли основаны на одном источнике: на признанной мандатом исторической связи еврейского народа с Эрец Исраэль… В рассуждениях о законности расселения евреев на землях Иудеи, Самарии и Газы мы можем зайти слишком далеко. Так, что и границы Израиля до 1967 года покажутся лишенными юридических оснований».

Судья Шимон Агранат, бывший глава Верховного Суда Израиля (БАГАЦ) не случайно усмотрел в победе Армии Обороны Израиля в Шестидневной войне акт освобождения (БАГАЦ, 223/67, параграф 22(1), 441). Все правительства Израиля, одно за другим, осуществлявшие программу заселения Иудеи, Самарии и Газы, действовали согласно международному праву, то есть с сознанием того, что речь идет о заселении исторической родины еврейского народа.

Евреи, которые откликнулись на национальный призыв и поселились в Иудее, Самарии и Газе в рамках утвержденных правительством программ, в полной мере могли рассчитывать на то, что место их жительства будет постоянным. Ведь поселение - не армейская база, которую в любой момент при необходимости можно перенести в другой регион. А поселенцы - не солдаты, готовые передислоцироваться по приказу командования.

 

        Новый закон - чтобы ущемить права граждан?

Итак, мы пришли к заключению, что еврейские поселенцы, проживающие на территориях Иудеи, Самарии и Газы, имеют безусловное право на частную собственность, которую они приобрели в свое владение - защищенное Основным законом Израиля о правах человека и свободе личности. Этому закону, как мы уже говорили, обязано подчиняться и наше правительство и его глава, в частности. Поэтому одного решения главы правительства или членов Кнессета для того, чтобы ущемить поселенцев в их правах - недостаточно. В параграфе 8 Основного закона сказано: «Права, обусловленные этим законом, могут быть нарушены единственным способом - принятием другого закона, соответствующего ценностям государства Израиль, преследующего достойную и благую цель, или - расширением рамок данного закона».

Таким образом, чтобы изгнать поселенцев с их земель, Кнессету придется провести специальный закон. Предположим, Кнессет не посмеет принять расистский закон, касающийся только евреев. В таком случае, получат ли необходимую поддержку депутаты, выдвинувшие идею узаконить насильственный трансфер, который сегодня будет применен по отношению к евреям, но завтра может обернуться и против неевреев?

Впрочем, даже если подобный закон и будет принят в Кнессете большинством голосов, Верховный Суд вряд ли его утвердит. Кто рискнет обойти упомянутый здесь параграф 8 Основного закона Израиля, выдвигающий требование, чтобы любой закон соответствовал высшим ценностям государства Израиль? Добавим, что в первом параграфе этого документа говорится: юридические основы, регламентирующие жизнь в стране призваны «…узаконить высшие ценности государства Израиль как еврейской демократической страны».

Приложит ли БАГАЦ руку к уничтожению поселений, построенных с разрешения правительства? Даже в том случае, если бы подобное решение было бы вынужденной мерой для окончательного мирного урегулирования конфликта с арабами, законность подобных действий остается сомнительной. Но в сложившейся ситуации речь об этом не идет. Инициатива Шарона - лишь политический шаг, который ставит под удар безопасность Израиля, ничего не обещая взамен.

Не следует забывать и о том, что параграф 1 Основного закона Израиля требует уважения основных прав человека - в духе принципов, провозглашенных в Декларации Независимости государства Израиль. Один из центральных принципов Декларации - право еврейского народа на землю Израиля, подразумевающее, разумеется, и право селиться на этой земле. Другой важный принцип Декларации Независимости - согласованность политики государства Израиль с решениями ООН. Вспомним, что именно решение ООН подтверждает право еврейского народа селиться на территориях Иудеи, Самарии и Газы.

Постановлением Аарона Барака, нынешнего председателя Верховного Суда (БАГАЦа), обязанность чтить Основной закон в духе Декларации Независимости переросла в «конституционный долг, более весомый, нежели обычный, рядовой закон» («Толкование Закона», стр. 305). Выселение евреев против их воли и разгром их поселений - это не только ущерб, наносимый частной собственности поселенцев, но и покушение на право частной собственности нашего народа в целом. Такой шаг чреват далеко идущими последствиями - под сомнением может оказаться право евреев и на другие земли страны. Узаконив инициативу Шарона, Кнессет откажет еврейскому народу в праве на его землю, в той форме, как оно было провозглашено в Декларации Независимости государства Израиль и в резолюциях ООН.

 

        Действие закона на территориях Иудеи, Самарии и Газы

Мне возразят, что в параграфе 32 оговорено: руководство страны имеет право действовать от имени государства - в сферах, напрямую не подчиненных другим структурам исполнительной власти. Так, может быть, для разрушения поселений в Иудее, Самарии и Газе и нет надобности в изменении существующего законодательства?

Но ведь речь здесь ни в коем случае не идет о покушении правительства на человеческие права граждан. Ицхак Замир, бывший член Верховного Суда Израиля, комментируя параграф 32, объясняет, что «правительству запрещено посягать на любое из прав человека… Например, правительство не может, воспользовавшись данным параграфом, ограничивать свободу слова» (БАГАЦ, 5128/94, постановление суда 48(5), 647). Из этого следует, что параграф 32 «дает правительству официальную санкцию на исполнительное управление, не противоречащее правам человека» («Исполнительное право», Иерусалим, 1996, стр. 337).

По мнению Далии Дорнер (до февраля 2004-го - член Верховного Суда Израиля), непреложное условие, выдвинутое в параграфе 32 Основного закона о правительстве - «соответствие всем постановлениям суда, включая и судебные постановления о правах человека... Оно не позволяет правительству не только действовать противозаконно, но и нарушать права индивидуума. То же касается и действий, ущемляющих права человека» (БАГАЦ, 2918/93, 4235, постановление суда 47(5) 847).

Может быть, кто-то скажет, что территории Иудеи, Самарии и Газы не включены в сферу действия Основного закона о правах человека и свободе личности. В таком случае, закон не защищает жителей «территорий».

В свое время Аарон Барак выразился так: «Каждый израильский солдат несет в своем вещевом мешке международное право... а также правила израильской административной власти» (БАГАЦ, 393/82, постановление суда 37(4), 810). Невозможно, находясь в здравом уме, утверждать что Основной закон о правах человека и свободе личности, который представляет конституционный фундамент прав человека в Израиле, не касается Иудеи, Самарии и Газы. Этот закон применим к любому жителю этих регионах, солдатам ЦАХАЛа, находящимся на этих территориях.

Правительство не может игнорировать эти права. Можно ли предположить, что закон защищает человеческие права арабских жителей территорий, а у евреев, имеющих право на земли Иудеи, Самарии и Газы, такой защиты нет?

В заключение хочу подвести некий итог.

Чтобы осуществить насильственную депортацию евреев с их земель, следует разрешить множество сложных юридических проблем. Хочется верить, что обсуждение данной темы навсегда останется в рамках академического спора, что до реализации инициативы дело не дойдет. Тогда новые судебные постановления нам просто не потребуются…

                                                                                                                   Газете «Макор Ришон», Израиль.

                                                                                                                                                                                            Перевод с иврита

 

Элиав Шохтман,  профессор, декан колледжа «Ворота правосудия», г. Ход а-Шарон