Что такое еврей?
Проф. Пол Эйдельберг. Ноябрь 2004
Мне
выпала на долю редкая привилегия: сидеть у ног необыкновенного раввина,
раввина, с которым консультировались философы, физики, биологи, политологи и,
конечно, другие раввины. Кроме того, что он был сведущ в светских дисциплинах,
он был выдающимся талмудистом 20-го века. Наблюдая за ним и слушая его из
недели в неделю на протяжении многих лет, я сформировал в своем сознании некую
парадигму иудея. Разумеется, бесконечное множество евреев, среди них и автор
этих строк, не дотягивают до этой парадигмы, так же как бесконечное множество
физиков, не говоря уже о дилетантах или просто неспециалистах, не могут
равняться с Эйнштейном. Поэтому ни один еврей не должен обижаться на
нижеследующее.
Вопрос “Кто еврей?” (в смысле, кого можно считать евреем)
бледнеет в сравнении с всеохватным “Что такое иудей?”.
Из
всех уникальных характеристик иудея, который в современном русском языке
оказался вымещенным “евреем”, я упомяну лишь наиболее, на мой взгляд,
значительные. Первая проста: иудей соотносит все вопросы, касающиеся мышления,
действий и эмоций, с Торой, регулируя и налаживая все аспекты своей жизни по
ней, а точнее, по ее законам, в целом именуемым Галахой. Если он сам
недостаточно сведущ в Галахе, он консультируется со своим раввином и следует
его мнению. В свою очередь, у каждого раввина имеется свой раввин (мнение
которого он ставит выше своего).
В этом
свете интересно отметить, что преемник Аристотеля в его Лицее, Теофраст, считал
евреев “народом философов, постоянно занятым вопросами божественного”, имея в
виду постоянное и обязательное изучение ими Торы. Когда у живущих по Торе
евреев возникают вопросы или разногласия, они ищут разрешения проблемы в Гмаре.
Иными словами, они обращаются к Талмуду или к таким работам великих
толкователей Торы как “Мишне Тора” Маймонида (Рамбама), “Шулхан арух” р.Йосефа Каро, или к более современным знатокам Торы, таким
как Виленский Гаон, раввин из Бриска или Хафец Хаим. Если же они не в состоянии
самостоятельно найти в книгах разрешение проблемы, они обращаются к признанным
ученым знатокам Торы, как они обратились бы за консультацией в случае болезни к
выдающемуся врачу.
Поэтому,
строго говоря, споры между живущими по Торе евреями не являются личными. Верно,
что наши Мудрецы использовали иногда довольно едкие выражения. Вежливость не
является последним словом при выяснении разногласий в вопросах понимания Торы.
Почему? Потому что в жертву вежливости нередко приносится истина. Многие
вежливые люди уважают чувства оппонента больше, чем его интеллект. Их
вежливость может скрывать небрежное отношение к истине, отсутствие подлинного
интереса к собеседнику, или трусливое нежелание вызвать его неприязнь. Все это
не следует понимать как защиту грубости. Но целью выяснения разногласий в понимании
Торы является выяснение истины, а не сглаживание эмоций. “Раббан Шимон Бен
Гамлиэль сказал: Мир стоит на трех принципах: истина, справедливость и мир”
(Трактат Авот, 1:18). Порядок перечисления весьма значителен: истина является
предварительным условием справедливости и подлинного мира. Понятно, однако, что
истина, правда может быть болезненной, она может
испугать и оттолкнуть. “Р.Элиэзер сказал: Грейся у огня ученых, но опасайся их
горящих углей (относись к ним с почтением), чтобы не обжечься тебе; ибо укус
ученых ранит, как укус змеи, их жало так же
смертельно, как жало скорпиона, яд их подобен яду змеи, и все их слова - как
угли из огня (и следует к ним прислушиваться” (там же, 2:15).
Истина
как основа жизни во всей ее полноте - это высшая забота и цель Мудрецов и
Пророков. Для них истина и Тора идентичны. От
воплощения в жизнь этого единства зависит интеллектуальная честность и
достоинство иудея, как и чувство солидарности и
выживание еврейского народа. Только путем превращения своей жизни в произведение
искусства, созданное по законам Торы, еврей может достичь наиболее рациональной
свободы, с одной стороны, и личного и общественного совершенства, с другой.
Вторая
уникальная характеристика еврея (иудея) заключается в следующем: Он соотносит
историю стран и народов с историей и всемирно-исторической функцией еврейского
народа. Он рассматривает доктрины и обычаи нееврейского мира в свете законов и
учений Торы. Это значит, что еврей не считает любую философию просто верной или
фальшивой. Аналогичным образом, любые деяния, будь-то отдельных личностей или
целых стран, он не считает просто плохими или хорошими. Он оценивает
относительную ценность (или бесценность) идей, положительность (или злобность)
деяний при помощи абсолютного стандарта Торы.
Поскольку
еврей знает, что человек предполагает, а Б-г располагает, он понимает, как
всевозможные идеи и деяния человечества “работают” в отношении единственного
народа с Универсальной Историей - Сынов Израиля. (Это великолепно отражено в
истории о Иосифе и его братьях, в глубины которой дано
проникнуть лишь еврейским знатокам Торы.) Иными словами, чтобы понять
историческую функцию нееврейской мысли и обычаев, необходимо понять
всемирно-историческую функцию евреев.
Слово
“иудей” происходит от имени Иуда, которое на иврите значит “он прославит”. В
самом имени еврея мы видим всемирно-историческую цель еврейского народа. “Этот
народ Я создал, чтобы рассказал о славе Моей” (Исайя, 43:21), что означает
бесконечную мудрость Б-га, Его власть и милосердие, проявляющиеся
в каждой сфере бытия.
К
сожалению, ничто не отставлено дальше, чем эти цели, в сознании евреев, стоящих
у руля в государстве Израиль. Безусловно, именно по этой причине правительство
Израиля стало столь ничтожным, а само существование Израиля - столь ненадежным.
Текст выступления в еженедельной английской программе Аруц-7 21.01.08
В ходе своего визита в Израиль президент Буш позволил себе наглость сказать: “Прекратите оккупацию”. Он имел в виду Иудею и Самарию, включая Старый город Иерусалима. Не вызвав большого удивления, премьер министр Ольмерт, как и другие израильские деятели, которые “Устали быть мужественными”, промолчал.
Конечно, Израилю нужно больше, чем мужество. Не говоря уж о личных корыстных мотивах представителей светской элиты Израиля, они к тому же еще и глубоко невежественны. У них полностью отсутствует понимание величия еврейской традиции, еврейского наследия, и, следовательно, каким должен быть характер так называемого еврейского государства. Они понятия не имеют, как быть с арабско-палестинской проблемой. Многие из них готовы пожертвовать значительной частью Эрец Исраэль, веруя, что это приведет к разрешению этой смертельной проблемы. Г-н Буш также тонет в невежестве, не говоря уже о Саудовской нефти.
За исключением погрязших в невежестве, в том числе журналистов и академической элиты, всякому должно быть очевидно, что ни демократическая политика, ни политические науки не могут предложить адекватного решения этой проблемы. Настало время для неконвенционального подхода. Начнем с точки зрения Торы.
Тора многократно заявляет, что Эрец Исраэль принадлежит еврейскому народу. Б-г обещал Аврааму: “И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кнаанскую, во владение вечное” (Берешит 17:8). То же самое обещание Б-г повторил Ицхаку и Яакову (Берешит, 26:3 и 28:13).
Эрец Исраэль - Избранная Земля (Берешит 12:1; Дварим 11:12). Стратегически расположенная, эта земля избрана Б-гом для того, чтобы Его пути стали известны человечеству через Его Избранный народ. “Народ, который создал Я Себе, (чтобы) рассказать о славе Моей” (Исайя 43:21). Это означает, что всемирно-историческая функция Израиля заключается в том, чтобы раскрыть (человечеству) бесконечную мудрость, власть и милосердие Создателя во всех сферах бытия - физической, интеллектуальной и моральной. “Ибо из Сиона выйдет Тора и из Йерушалаима - слово Г-сподне” (Исайя 2:3). Поэтому любая потеря еврейского суверенитета над Эрец Исраэль может быть только временной. Ибо “Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться: Он ли скажет и не сделает? будет ли говорить и не исполнит?” (Бемидбар 23:19).
Но когда народ Израиля грешит против Торы, он изгоняется из этой Земли. Евреи становятся “притчею и посмешищем среди всех народов” (Дварим 28:37), над ними издеваются, их мучают, их истребляют, они превращаются в жалкие жертвы антисемитизма. Их мучительное изгнание и временная потеря суверенитета над Землей является наказанием, предписанным в самой Торе. “Соблюдайте же все уставы Мои и все Мои законы, и исполняйте их, дабы не изрыгнула вас Земля, в которую Я веду вас, чтобы жить в ней” (Ваикра 20:22). “Если же пойдете Мне наперекор и не захотите слушать Меня, то я поражу вас всемеро против грехов ваших. … И опустошу я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами…” (Ваикра 26:21, 32).
Примечательно, что слово иврита “шамему”, которое переведено на другие языки как “изумятся”, наши мудрецы более двух тысяч лет назад понимали как “будут несчастными”, занимая эту странную (чужую) землю. Иначе говоря, любой народ, который поселится вместо евреев в Эрец Исраэль, не будет здесь благоденствовать.
История подтвердила это пророчество. На протяжении последних 25 веков Эрец Исраэль многократно завоевывали разные народы. И, тем не менее, несмотря на свое необыкновенное плодородие, эта земля оставалась пустынной, независимо от того, какая страна оккупировала или контролировала ее.
Особенно значительным или пророческим является кочевой характер арабов, живших в Эрец Исраэль, но оставивших ее в самом прискорбном запустении, как увидел и описал Марк Твен. Если бы арабы культивировали эту Землю, если бы они создали на ней суверенное государство с отчетливой национальной культурой, еврейская иммиграция в Эрец Исраэль была бы абсолютно невозможна. Очевидно, арабы были помещены здесь как временные жители, пока евреи, пройдя через пожары изгнания, не смогут востребовать Землю и не заставят пустыню зацвести.
Арабы, потомки Исмаила, проклинают евреев как “агрессоров”, которые “узурпировали” землю “Палестины”. Президент Буш назвал нас “оккупантами”. Эти проклятия предвидел Раши в своих комментариях к Книге Бытия 1: 1. Раши ставит вопрос: почему Тора начинается с Сотворения, а не с первой заповеди еврейскому народу? Он отвечает: “Для того чтобы если народы мира поставят под вопрос право Израиля на эту Святую Землю и скажут: “Вы грабители, которые захватили силой территорию семи народов” (которые до этого населяли Ханаан), Израиль смог ответить: “Весь мир принадлежит Единому, да будет Он Благословен. Он создал его и дал тому, кому посчитал правильным на Его взгляд. Это была Его воля дать им ее, и это была Его воля забрать ее у них и передать нам”.
Конечно, комментарии Раши были
отвергнуты народами, которые не более предрасположены к признанию истинности
библейских пророчеств, чем к подчинению семи Ноевым заповедям всеобщей морали.
Да и почему бы было иначе, если светские сионисты, основавшие в
Но, как я многократно показывал, концепция суверенного “государства” чужда Торе. Наконец, Новый Еврейский Конгресс, недавно учрежденный в Иерусалиме, заявил, что Эрец Исраэль принадлежит не государству, а народу - еврейскому народу. Государство - это не более чем уполномоченный еврейского народа, которому эта земля была дана Всемогущим Б-гом. Но если премьер-министр Ольмерт не признает этой истины, чего же нам ожидать от президента Буша?
Поскольку светская элита Израиля считает государство высочайшей властью - что является фашистской доктриной - и поскольку представители этой элиты отвергают идею, что Эрец Исраэль принадлежит еврейскому народу, логика подсказывает, что государство, в его нынешнем виде, должно погибнуть, чтобы еврейский народ мог сохранить свою единственную Родину - Эрец Исраэль. А ввиду того, что власть государства сконцентрирована в его политических и судебных институтах, эти институты должны погибнуть или должны быть реформированы самым радикальным образом.
Демократические выборы сами по себе не приведут к этой цели. Более того, как раз демократические выборы и наделяют легитимностью правящую элиту Израиля, несмотря на ее вероломство и предательство. Никто в ходе политической дискуссии не подчеркивает этого факта на общественных форумах - даже движение “Еврейское руководство”, несмотря на то, что оно уже много лет назад приняло многие из этих идей и предложений структурных реформ “Фонда за конституционную демократию”.
Это я говорю не с целью кого-то унизить или опорочить, а для того, чтобы довести до сведения евреев, что необходимо для спасения Израиля. Я не знаю ни одного среди тех, кто стремится стать во главе Израиля, кто обладал бы мужеством и интеллектуальной способностью сказать народу Израиля, что на протяжении 60 лет он подвергается промывке мозгов относительно израильской демократии. И точно так же никто не просветил народ Израиля относительно внутреннего противоречия между идеей суверенного государства и иудаизмом.
Демократическая репутация Израиля - будучи противопоставлена арабо-исламским деспотическим режимам - не помешала г-ну Бушу, объявившему себя христианином, сказать евреям “прекратить оккупацию” своей богоданной земли. Помяните мои слова, Ольмерт, как и Ариэль Шарон, будет оправдывать отступление из Иудеи и Самарии именем демократии. И он сможет это сделать именно потому, что светская элита Израиля считает государство и его законы стоящими выше законов Торы, в чем убедились на своем несчастье евреи Гуш-Катифа.
Слышали ли вы, чтобы какая-нибудь религиозная партия заявляла вновь и вновь, что законы государства не являются высшим законом? Слышали ли вы, чтобы хоть один человек на политической арене, например, Эфи Эйтам или Арье Эльдад или Моше Фейглин, сказал, что провозглашающие законы государства высшими законами фактически поддерживают фашистскую доктрину? Если Верховный суд или Кнессет настаивают на том, что законы государства являются высшим законом, то я призываю вышеперечисленных людей - которым я желаю всяческого благополучия - призвать к смене режима, а не просто к гражданскому неповиновению. В самом деле, те, кто не пожертвовал еще своим интеллектом во имя “политической корректности”, знают, что фальшивая израильская демократия, с ее разрушительными политическими и судебными институтами, должна погибнуть, если Израилю суждено выжить.