Арабская ментальность
Проф. Пол Эйдельберг. Декабрь 2004
В
своем предисловии 2002 г. к написанной за четверть века до того, в 1973 г.,
классической работе Рафаэля Патаи “Арабская ментальность” Норвиль Б. де Эткинс
пишет: “Эта книга заложила основу для моего изучения культуры Ближнего Востока,
подкрепленного моим собственным 25-летним опытом жизни там, изучения и
преподавания (этой культуры)”.
Де
Эткинс отмечает, что “военнослужащие, возвращающиеся из арабского мира,
описывают культурные барьеры, с которыми им пришлось сталкиваться, как наиболее
трудные для преодоления, значительно превосходящие по сложности разницу в
политическом восприятии. Думая об этом теперь, я припоминаю многие случаи,
когда действия и поведение моих арабских хозяев повергали меня в растерянность
- действия и поведение, которые были бы для меня вполне понятны, прочти я “Арабскую
ментальность”.
Говорить
об арабах значит говорить о мусульманах, ибо арабская
культура пропитана исламом. Исламская ненависть к Америке и к Израилю
значительно сильнее сегодня и значительно более распространена, чем это было в
1973 г. Американская поп-культура и коммерческий империализм представляют собой
угрозу основанному на традиции арабскому обществу; поэтому мусульмане
рассматривают Израиль как форпост Америки на Ближнем Востоке.
Патаи,
пишет Эткинс, не отрицает достоинств арабской культуры. “Гостеприимность,
щедрость и глубина личной дружбы общеприняты в арабском мире, и редко
встречаются в нашем более сумасшедшем обществе. Арабское чувство чести и
семейного долга, особенно по отношению к старшим и младшим членам семьи, можно
противопоставить часто нефункционирующей семейной жизни в нашем обществе”.
Но
столь сильна пылающая ненависть арабов к евреям, что многие с готовностью
используют своих детей как живые бомбы, а арабская улица восторженно
прославляет подобное самоуничтожение. Ненависть пересиливает любовь. Арабская
ненависть родилась не с Декларацией Бальфура и не с рождением государства
Израиль. Она предваряет Мухаммеда и глубоко укоренена в арабской культуре.
Патаи
цитирует Ибн Халдуна (1332-1406), величайшего
историка, когда-либо рожденного арабским обществом. Халдун описывает арабский
характер с точки зрения историка, охватывающего взглядом семь веков арабской
истории. Арабы, говорит он, “это народ, который грабит и несет разрушение”.
Цивилизации, которые они покоряют, “уничтожаются”. “Места, которые сдаются
арабам, быстро превращаются в руины”. “Причиной тому служит тот факт, что арабы
- дикий народ, полностью сжившийся с дикостью”. “Дикость стала их характером и
природой. Они наслаждаются ею, потому что это означает свободу от авторитетов и
никакого подчинения руководству. Такое естественное предрасположение является
отрицанием и антитезой цивилизации”.
И
далее, “из-за своей дикости арабы менее других народов готовы подчиняться друг
другу, поскольку они горды, амбициозны и стремятся
быть лидерами”. (Вспомните, что говорится в Книге Бытия 16:12
о характере Ишмаэля: “И будет он дикарь-человек; рука
его на всех, и рука всех на него”.)
Арабское
чувство чести общеизвестно. Любе оскорбление или обида, не говоря уже о военном
поражении, должно быть отмщено. Война Судного дня была ничем иным как местью за
победу Израиля в Шестидневной войне, и именно поэтому война была начата в
самый святой день еврейского календаря.
Любой
воинственный народ хорошо тренирован в обмане; что касается арабов, однако, то
следует добавить, что они непревзойденны в искусстве обвораживания. Ученик Халдуна, Таки аль-Дин Ахмад аль-Макризи (1364-1442),
египтянин, пишет, что египтяне “особенно склонны к хитрости и обману, от
рождения отлично владеют ими и умеют искусно применять их, ибо у них в
характере заложена основа для лести и подхалимства, превращающая их в мастеров
в этой области, непревзойденных среди народов, которые жили до них и будут жить
после них”.
Кампания
обмана, запущенная президентом Египта Анваром Садатом после войны Судного дня,
документирована в моей книге “Стратегия Садата” (1979). Но Садат был также и
мастером обаяния. Он постоянно называл американского госсекретаря Вильяма
Роджерса, которого впервые встретил, “Билл”. Когда Роджерса сменил на этом
посту Киссинджер, он немедленно стал “дорогим Генри”.
Садат
сумел перехитрить бесчисленных экспертов. Несколько цитат могут пролить свет на
их наивность. В интервью газете “Аль-Анвар” 22 июня 1975 г. Садат сказал:
“Целью нашего поколения является вернуться к границам 1967 г. После этого
следующее поколение возьмет ответственность на себя”.
В
интервью “Нью-Йорк Таймс” 19 октября 1980 г. он хвастливо заявил: “Бедный
Менахем (Бегин), у него проблемы… В конце концов, я
получил назад Синай и нефтяные поля Альмы, а что получил Менахем? Клочок
бумаги”.
Год
спустя после подписания в марте 1979 г. мирного соглашения с Израилем Садат
зловеще заявил: “Несмотря на нынешние разногласия с арабскими лидерами стран
“отказа” по вопросу египетской мирной инициативы, остается фактом, что эти
разногласия лишь тактические, а не стратегические, временные, а не постоянные”.
Кстати,
в своей речи в Кнессете 20 ноября 1977 г. Садат использовал слово “Б-г” 10 раз
в первых десяти предложениях. Ведь богобоязненный человек не станет лгать о
своем стремлении к миру - это слово (“мир”) он произнес 95 раз за 50 минут
своего представления!
С
потрясающим проникновением в арабский характер Ибн Халдун
указывает, что “арабы могут обрести авторитет лишь путем использования какой-то
религиозной окраски, такой как пророчество или святость, или какое-то великое
религиозное событие вообще”.
Классическая
книга Патаи, опубликованная в 1973 г., пишет де Эткинс, “вовсе не устарела. Ее
анализ столь же провидчески точен для мира после 11 сентября 2001 г., как и в
день написания. Можно даже утверждать, что многие из
описанных там арабских черт характера стали более явными”.
Израильские политики и дипломаты - малые дети в сравнении с такими ооповскими деятелями как Абу-Ала или Абу-Мазен, а тем более египетский президент Хусни Мубарак. При всей своей подавляющей военной мощи в сравнении с арабскими соседями, Израиль отступает к границам 1949 г., зная, что они не подлежат защите.