На переломе Еврейского
Государства
Столкновение Шауля с Давидом как архетип сегодняшней политической ситуации
1. Проблема
2. Суть дела в
одной фразе
3. Учиться у Давида
4. Машиах как
реальное государство в реальной истории
5. Как стать
Давидом
1.
Проблема
В этот День независимости одной из существенных (и
болезненных) идеологических проблем, стоящей перед многими израильскими правыми
(а им, собственно, и адресуются данные заметки) является вопрос о том,
продолжает ли Израиль, в свете сегодняшнего кризиса, быть еврейским
государством, и имеет ли вообще смысл и ценность понятие "сионизм", и
нужно ли продолжать читать "Молитву за благополучие Государства Израиль"? Слишком уж велика смутность переживаемого нами
времени – и потому некоторые даже начинают впадать в полный пессимизм.
Вроде
бы уже выбранный правыми Шарон вдруг стал проводить политику левых – так
кого же еще, даже в перспективе, можно избрать для спасения Страны!? Всем
очевидно, что предыдущее развитие Государства Израиль готово упереться в тупик
– но непонятно, куда, собственно, из него выходить? Хотя уже
ясно, что в обмен на обещанное отступление и депортацию жителей Гуш-Катифа
Израиль не получит от окружающего мира ничего – ни спокойствия, ни уважения, ни
признания, ни благодарности, но только еще больший кризис и конфликт, и
давление на нашу страну только усилится, и осенью новая вспышка террора
неизбежна – но все равно власти прилагают все силы для реализации этого плана.
Да
и вообще, сами инициаторы и лоббисты договоренностей «Осло», принесшие
нам вместо мира только террор и много пролитой крови (а ведь до «Осло» террора
в таких масштабах совсем не было!) – в чем была цель их действий? Если они
понимали, что процесс «Осло» неизбежно приведет к тысячам убитых, десяткам
тысячам раненых, миллиардам денежных потерь и т.д. (и ведь счет еще далеко не
закончен!) – то, значит, они являются преступниками. Если же они не понимали и
ошиблись, то теперь они должны были бы посыпать голову пеплом и раскаиваться в
своем (пусть ненамеренном) соучастии в убийстве тысяч сограждан – но
вместо этого они продолжают самоуверенно призывать к продолжению движения в том
же направлении. Да и трудно поверить, что весьма неглупые лидеры левого лагеря
не знали, к чему приведет инициированная ими выдача террористам автоматов,
автономной территории, радио и телевидения, власти над школьными программами и
т.д. – всего того, что называется "Палестинская автономия". Да их,
собственно, обо всем даже и предупреждали, призывали: "не давайте
террористам автоматов и взрывчатки", - но они все равно на это пошли.
В связи с этим, много раз уже говорилось, что
истинной целью соглашений «Осло» являлись вовсе не мир и не безопасность, а
только уничтожение поселений и поселенческого движения ради сохранения
левым истеблишментом власти над страной (т.е. это не "территории в обмен
на мир", которого таким путем достичь вообще нельзя, а
"территории в обмен на власть"). Однако не стоило бы писать эти заметки только ради того, чтобы
повторять эту истину, сегодня уже всем достаточно очевидную. Я хотел бы
обсудить здесь совсем другой вопрос, а именно: в чем смысл того системного кризиса, который переживает сегодня
Израиль, что мы можем из него выучить, и что можем сделать для его преодоления.
В простой формулировке все это и выражается в раздающемся отовсюду вопросе
"Почему же Шарон, который всегда строил поселения, теперь их
разрушает!?"
2.
Суть дела в одной фразе
Наше
недоумение по поводу поведения разных политических деятелей и т.д. - сразу
пройдет, если мы сформулируем в одной фразе самую суть того, что происходит
сегодня в Стране. И суть эта такова: Шауль (Саул) пытается уничтожить Давида.
Открыв ТАНАХ, первую книгу Шмуэля (гл. 17-24 и далее), мы поразимся тому,
насколько точно описано там все то, что происходит сегодня в нашей Стране.
Давид – лучший солдат, военачальник и зять царя Шауля, но он начинает
приобретать все большую народную популярность, и Шауль делает все, чтобы его
убить. Из-за ухода Давида с его гвардией армия Шауля слабеет, и он в конце
концов проигрывает войну филистимлянам и погибает, а его государственная
система разваливается. Но все разумные соображения его сына Йонатана не могут
остановить Шауля, впавшего в психоз из-за опасения потери царства его
династией.
В
наше время, разумеется, Шауль и Давид – это не отдельные личности–политики, а
две разные формы еврейского государства, они же две стадии мессианского
процесса. Шауль, Машиах бен-Йосеф - это герцлианское государство (такое отождествление
было сделано равом Куком еще сто лет назад, в 1904 году), которое вначале было
неимоверно важно, но сегодня потеряло ценностную ориентировку и не в состоянии
продолжать вести за собой народ. Чтобы уничтожить Давида (новую нарождающуюся
форму государства, основанную на совсем другой системе ценностей: Первая Алия +
религиозный сионизм р.Кука), Шауль пытается уничтожить его «миропроект», а
именно – поселения. Именно в этом суть того перелома, который переживает
сегодня Израиль: "Машиах из дома Йосефа" начал
умирать, и он пытается убить "Машиаха из дома Иеhуды" ("И сказал
Шауль: приколю-ка я Давида к стене; и бросил в Давида копье, но Давид дважды
уворачивался от него" (18:11) – один раз в истории с Альталеной, второй
раз ожидается при выселении Гуш-Катифа.
3.
Учиться у Давида
А
раз ситуация именно такова, и перед нами не просто политическая борьба, а смена
одного Машиаха другим Машиахом, то мы при планировании наших действий должны
учитывать этот аспект. Вывод: для того, чтобы выиграть в нашей борьбе сегодня,
мы должны идти по пути Давида, а именно:
а)
Мы должны продолжать считать Шауля (т.е. герцлианское государство) Машиахом
бен-Йосефом – и относиться к нему соответственно. ("И сказал Давид людям
своим: не приведи Господь, чтобы сделал я такое господину моему Шаулю, Машиаху
Господа, и не могу я поднять руки на него, ибо он Машиах Господа. И сдержал
Давид людей своих этими словами, и не дал им восстать на Шауля" (24:6); и
позже еще раз: "И вошли Давид с Авишаем в стан Шауля, и вот он и люди его
спят, и сказал Авишай Давиду: вот, предал Господь врага твоего в руки твои,
теперь же я приколю его копьем к земле... Но сказал ему Давид: не делай этого,
ибо разве можно поднять руку на Машиаха Господня и остаться ненаказанным? Но
лишь Господь Сам поразит его, или он умрет, или погибнет на войне; но мне - не
дай Бог поднять руку на Машиаха Господа" (26:7-11). В нашей сегодняшней
ситуации это означает продолжать оказывать Государству Израиль всяческую
поддержку (за исключением выполнения заведомо незаконных приказов), продолжать
считать его "началом роста мессианского спасения" и продолжать
читать молитву за его благополучие. В конце концов, лично
царь Шауль совершил несравненно больше преступлений, чем израильский левый
истеблишмент сегодня (чего стоит хотя бы уничтожение Шаулем, из мести, целого
когенского города Нов, и убийство там всех мужчин, женщин, стариков и детей
(22:18) – и тем не менее, его статус Машиаха сохранился!). В нашей
ситуации сегодня мы должны помнить, что здание Машиаха бен-Давида может быть
построено только на основе фундамента, подготовленного работой Машиаха
бен-Йосефа, и быть благодарным ему за это.
б)
Давид не вступает с Шаулем в прямое столкновение – и, вместе с тем, не дает ему
разгромить себя. "И когда шел Шауль по одной стороне горы, то Давид со
своими людьми уходил на противоположную сторону горы" - 23:26. Как это ни
парадоксально, именно нападение Филистимлян (палестинцев) не дает Шаулю
возможности уничтожить Давида: "И было, когда однажды Давид поспешил, и
Шауль и его люди окружили Давида и его людей и уже намеревались захватить их, -
но тут пришел вестник и сказал Шаулю: иди скорее, ибо Филистимляне напали
на Страну! И пришлось Шаулю отказаться от погони за Давидом и пойти навстречу
войску Филистимлян" (23:26-28).
в)
Шауль сам идет навстречу собственной гибели. Он снят с царства (пророком
Шмуэлем), потому что не может уничтожить Амалека; а погибает потому, что не
может победить филистимлян (и это, в частности, потому, что он изгоняет из
своей армии силы Давида). Давид дважды отказывался убивать
Шауля, он ждет, пока Шауль погибнет сам, потому что цель Давида – это не только
власть над своим коленом, но и признание его власти со стороны сторонников
Шауля, а они перейдут на сторону Давида только тогда, когда увидят, что Шауль
погиб ввиду собственной глупости. Поэтому тактика Давида такова: он
избегает столкновения, а иногда даже уходит в изгнание (надеюсь, что у нас
сегодня это уже позади), затем строит собственную структуру, и постепенно его
царство заменяет царство Шауля.
Соответственно, нам сегодня надо, избегая прямой
войны с Шаулем, сохранять свои силы, развиваться и укрепляться, как в духовной,
так и в физической области, чтобы в момент смерти Шауля (т.е. в ситуации
полного краха идеологии "национального убежища", являющейся основной
идеей Шаулевой (герцлианской) формы сионизма, повести за собой народ на основе
Давидовой формы сионизма.
г)
Для того, чтобы более точно понять, в чем же сущностные отличия
"давидового сионизма" (Первой Алии и р.Кука) от нынешней официозной
израильской схемы, обратимся еще раз к описанным в ТАНАХе отличиям Государства
Давида от Государства Шауля. Главная идея царства Шауля – это безопасность,
защита от внешних врагов. Он и был-то призван на царство только потому, что
народ постигла катастрофа разрушения Шило; и вначале его успехи великолепны
(гл. 11, 13, 14). Но в дальнейшем он не может обеспечить именно ту самую
безопасность, ради которой избран; и причина этой неспособности неустранима. Мир вообще устроен так, что «парадоксальным, по глубоко истинным и
важнейшим принципом жизни является то, что для достижения той или иной
определенной цели нужно стремиться не к самой этой цели но к чему-то более
возвышенному, находящемуся за пределами данной цели и тогда достижение этой
меньшей цели будет следствием стремления к цели высшей. Если же
сосредотачиваться только на исходной цели, то она "убегает" от нас и
не может быть достигнута» (А. Тойнби, «Постижение истории», ч. 5). Поэтому
концентрация усилий государства и общества прежде всего на безопасности (по
принципу "уступим, откупимся", «не надо быть правыми, а надо быть
умными», «давайте отдадим, чтобы жить спокойно» и тому подобных официальных
израильских заклинаний) – приводит именно к отсутствию всякой спокойной жизни.
Отношение
Шауля к религии также "прохладно". Это ярко выражается, например, в
его диалоге с пророком Шмуэлем (15:15). С одной стороны, Шмуэль далек и даже в
чем-то чужд ему, и он говорит ему «твой Бог», а не «наш Бог»; с другой стороны,
Шаулю нужен Шмуэль, «чтобы почтить его перед старцами народа его" (15:30).
Царство
же Давида устроено совершенно иначе. Его формообразующая идея есть
осознание диалога с Богом как центрального стержня существования и бытия
еврейского народа; поэтому в центре царства Давида стоит Иерусалим и будущий
Храм. "Пляски Давида перед Ковчегом Завета" были непонятны даже для
его жены Михаль, дочери Шауля – и это еще раз подчеркивает разительную разницу
в характере этих двух династий.
Все
это, однако, не означает, что дом Шауля обязательно должен погибнуть. Если бы Шауль не утащил Ионатана с собой в проигрышную войну, а
наоборот, послушался бы его и наладил конструктивное сотрудничество с Давидом,
то род Шауля вполне мог бы сохраниться в царстве Давида в качестве «заместителя
царя», и мог бы найти там свое вполне гармоничное место в дальнейшей еврейской
истории. Трагедия Шауля в том, что он не смог переступить через свой
психоз и не сделал этого.
д)
Поразительным элементом сравнения Давида и Шауля является вопрос степени их
"универсальности" в аспекте соотношения "национальных" и
«общечеловеческих» или «универсальных» ценностей. Шауль по многим параметрам
является "обычным" царем, какие есть у всех народов. Он хочет быть
"таким же, как и все цари", да и народ, прося пророка Шмуэля о царе,
именно такое обычное государство и имел в виду: "Поставь нам царя, как у
всех народов" (8:5). И хотя не понравилось это пророку Шмуэлю, он выполнил
просьбу народа, ибо нельзя требовать от еврейского царства, чтобы оно уже при
первой династии стало «правильным» (и в недооценке этого состоит сегодня
главная ошибка харедим). Итак, Шауль был обычным царем
"нормального" государства, "как у всех цивилизованных
народов", и в результате – он никак (кроме только того, что он предтеча
Давида) не зафиксировался в памяти человечества. Иными словами, его
универсальное, общечеловеческое значение –невелико. Давид же, который был
особым, еврейским царем – воспринял сам и раскрыл всему миру именно
универсальные, общечеловеческие ценности, и потому созданная им книга Псалмов
является, наверное, самой популярной книгой стихов за всю историю человечества.
Этот
поразительный факт – то, что еврейский царь-машиах является самым популярным
поэтом человечества – должен быть для нас одним из ориентиров в осознании того,
насколько важным для всего будущего цивилизации является процесс смены
"Машиаха бен Йосефа" на "Машиаха бен Давида", происходящий
в нашем поколении в Израиле.
4.
Машиах как реальное государство в реальной
истории
Здесь,
конечно, надо подчеркнуть, что использование в данной концепции терминов
Машиах бен-Йосеф и Машиах бен-Давид – никак, конечно, не имеет в виду никаких
явных чудес, войны Гога и Магога, воскрешения мертвых и прочих признаков
"конца света". "Машиах" (в переводе "помазанник")
может быть вполне реально- историческим царем, и именно такими
реально-историческими машиахами были Шауль, Давид, Шломо (Соломон) и его
потомки. Лишь после поражения восстания Бар-Кохбы (2-й век н.э.)
"концепция Машиаха" была вытеснена в иудаизме в эсхатологическую
область, а до того она воспринималась в реально-исторической перспективе (а как
иначе рабби Акива мог бы считать Бар-Кохбу Машиахом?). При этом, только по
прошествии более чем полутора тысяч лет, в середине 19 в., начиная со времени
создания религиозного сионизма (р.Калишер, 1860 г., книга "Дришат
Цион" – "Взыскание Сиона") эта концепция возвращается в иудаизме
обратно в исторические рамки. Так что сегодня Машиах – это
прежде всего реальное еврейское государство, в эпохе Машиаха бен Йосефа мы
живем сейчас (и рав Кук еще в 1904 г, в траурной речи на смерть Герцеля,
охарактеризовал созданное им движение как "Машиах бен-Йосеф), а
описываемый здесь переход к Машиаху бен Давиду совсем не означает, что история
будто бы "завершается" и что окончательное спасение человечества
вот-вот наступит. Напротив, я полагаю, что нам, еврейскому народу,
предстоит для спасения человечества еще много сотен лет упорного труда.
5.
Как стать Давидом
Давид
является "аномальным" царем, и именно потому он выигрывает борьбу с
Шаулем. Во всей этой известной нам еврейской истории государств и царей мы не
найдем, наверное, ни одного другого такого случая, когда новый царь, глава
нарождающейся династии, отказывается отнимать трон у царя династии предыдущей.
Ибо Давиду нужны не власть, а продвижение еврейского народа в его диалоге с
Богом, ему нужен весь народ, и для этого Шауль должен сначала полностью
"выработать" свой ресурс.
Чтобы
стать царем, Давид должен сделать так, чтобы не только его род и колено
Иегуды, но и сами сторонники Шауля перешли на его сторону. В нашей
ситуации сегодня это означает, что нашей целью является не защита Гуш-Катифа
(это, конечно, очень важно, но, в конце концов - это только средство), но нам
нужен захват (духовный, разумеется) Тель-Авива. А для этого Давид должен,
в том числе, воплотить высшие идеалы простых сторонников Шауля (не идти,
конечно, на поводу у самого Шауля и его придворных, а именно перетащить к себе
его честных, но заблуждающихся сторонников).
В
том-то и состоит сегодня наша главная проблема, что Шауль (герцлианское
государство) – это уже Машиах бен-Йосеф, а вот мы сами – пока еще совсем не
Давид. Мы пока только еще потенциальный Давид, и имеем
надежду стать им, только если достигнем его общечеловеческой универсальности, а
для этого, в нашей сегодняшней проблематике, нам надо воспринять и реализовать
в иудаизме и в нашем диалоге с Богом не только "национальные" (мы за
последние восемьдесят лет это уже во многом сделали), но также и
универсальные общечеловеческие ценности современной Западной цивилизации.
Это, конечно, является, необычайно сложным, но и наиболее важным, ибо это есть
внутреннее развитие иудаизма, необходимое для того, чтобы достичь его внешней
реализации.
***
Процесс
«Осло» ознаменовал начало умирания Машиаха Бен-Йосефа, но от этого его
начальная мессианская сущность не уменьшилась. Наша задача – избегать
столкновения, которого так жаждет Шауль, и заниматься при этом постепенным
построением собственного царства, сохраняя как преемственность по отношению к
Шаулю, так и дистанцию от него. Гуш-Катиф, даже если, не дай Бог, он будет
проигран нами, - это вовсе не конец, а только начало длительной борьбы на много
десятилетий, борьбы за захват Тель-Авива. Основа же победы в этой борьбе
за душу сторонников Шауля, т.е. путь развития Машиаха Бен-Давида сегодня –
лежит через актуализацию в иудаизме современных универсалистских ценностей:
права человека, демократии, свободы слова и т.д. Впрочем, обсуждение хода
развития иудаизма как процесса извлечения Божественных искр, а также проблема
интеграции в иудаизме универсальных и национальных ценностей – это слишком
большая тема для данной статьи. Те, кто хочет ознакомиться с ней более
подробно, найдут материалы, например, на http://www.machanaim.org/philosof/kook/ph4.htm.
Поразительно,
но именно к этому подталкивает нас сегодня логика борьбы за Гуш-Катиф. Таким
образом, то, что выглядит огорчительным с точки зрения короткой дистанции,
является необычайно позитивным с точки зрения дистанции длинной.