Наш курс лежит прежде всего и почти целиком в области Галахи. Понятно, что корень слова Галаха - "лалехет", т.е. это законы, по которым надо ходить в этом мире (это не единственное объяснение, но основное) и набор правил, которые даны нам в основном из Торы, из первоисточника. Всевышний, открывшись народу на Синае, через Моше передал нам письменный текст Торы, а также устные инструкции, как понимать то, что написано, некоторые законы, которые не написаны там в явном виде. Таким образом, центральная часть Галахи - это законы Торы. Вокруг этого есть постановления мудрецов разных поколений. Первые называются законами "де-орайта", это по- арамейски значит "законы из Торы". Установления мудрецов называются "де-рабанан". Это два основных уровня, две центральные составляющие нашего закона. Над этим находится такое важное облако, которое называется "минhаг", обычай, который не задан нам ни Торой, ни авторитетом мудрецов, он возник снизу. Он мог возникнуть в отдельной семье, в отдельной общине, мог остаться обычаем какой-то отдельной части народа или мог стать обычаем всего народа Израиля.
Эти три уровня и образуют Галаху. Взаимоотношение между ними довольно своеобразное. Минhаг является самым легким и в некотором смысле, самым обязующим. То, что возникло снизу, то, что стало обычаем предков. Если только мудрецы не сказали, что это дурацкий обычай, то этот обычай обязывает меня в некотором смысле сильнее, чем закон. И если сам мудрец постановил что-то, и люди этого никогда не принимали, то его постановление останется неосуществимым, оно не превратится в закон. То же, что возникло снизу и стало сильнее закона, обязывает меня сильнейшим образом.
Какова литература, из которой мы можем почерпнуть знания о Галахе, как она сформулирована сегодня, как она развивалась? Лучше всего - и это не имеет отношения к нашему академическому университетскому курсу - получать традицию от очень большого учителя, который сам является мудрецом. Такая роскошь не доступна почти никому из наших современников. Это проблема нашего поколения. Мало кто принимает традицию лично, от учителя к ученику, а для нашего академического изучения уровни литературы таковы. Моше получил на Синае письменный текст. Учтите, что на Синае он получил не весь текст Торы сразу, а только Скрижали с десятью заповедями. Потом, на протяжении сорока лет, он записывал этот текст частями и параллельно получал устные разъяснения к нему. К концу сорокового года Моше записал полностью текст Торы, как нам утверждает традиция, и передал каждому колену по идентичному списку. Т.е. он написал 13 экземпляров текста всей Торы, Пятикнижия.
Параллельно была устная традиция, которая поясняла, как читать этот текст, как понимать, как применять. Было запрещено передавать письменную Тору устно. Если я хочу процитировать хотя бы один стих целиком, я обязан раскрыть свиток и прочитать текст. Только если Израиль весь этот стих знает наизусть, то этот запрет не действует. И наоборот, устную традицию Торы запрещено было записывать, а надлежало заучивать и передавать из поколения в поколение исключительно в устной форме. Этот запрет - записывать устную традицию - соблюдался довольно много поколений. По крайней мере, под конец эпохи Второго Храма мы знаем, что существовали краткие конспекты, которые рошей-ешивот, главы академий, составляли для себя, для памяти, но они не преподавали по ним и не давали читать ученикам. Преподавание шло в устной форме до разрушения Второго Храма и некоторое время после него.
После разрушения Второго Храма начинается интенсивная работа по составлению всего материала устной традиции в упорядоченной форме. До сих пор существовало море литературы, к каждому стиху Писания была привязана какая-то устная традиция, какое-то объяснение - галахическое, философское, иносказательное и т.д. Это не очень удобно для практических целей. Например, меня интересует вопрос: Можно включать электрический чайник в субботу или нет? Шаббат встречается в тридцати с лишним местах Торы, и во всех тридцати местах я должен смотреть тысячи разных комментариев, это невыносимо. Поэтому после разрушения Второго Храма очень интенсивно начинается классификация материала по тематическому признаку. Так возникает Мишна, самое первое произведение из устной традиции, которое зафиксировано и записано.
Мишна была составлена около 200-го года по христианскому летосчислению, составил ее рабби Йегуда hа-Наси, и с тех пор Мишна стала общепринятой, незыблемой основой для обсуждения всех законов устной традиции. Была ли эта Мишна записана в 200 году - совершенно не очевидно. Многие специалисты считают, что записана она была гораздо позднее. Она была сформирована, составлена в устном виде, и не надо относиться к этому с очень большим недоверием, потому что, когда Гомер сочинял свои большие произведения, "Одиссею" и "Илиаду", у греков не было алфавита, и еще свыше двух столетий эти произведения передавались в устной форме. Наша Мишна гораздо объемистее, и это не поэзия. Тем не менее, люди в древние времена, наверное, как-то свою память организовывали иначе, чем мы. Нам довольно трудно понять, как можно держать в голове тысячи законов. И причем была обязанность не только точно передавать мысли, но и передавать их теми словами и оборотами, которые ты слышал от учителя.
После 200 года идет интенсивное обсуждение материала Мишны в нескольких центрах учения, в Вавилоне и в Эрец- Исраэль. В результате возникает произведение нового жанра - Гмара, причем есть два разных набора этого материала: не полностью отредактированный и собранный Иерусалимский (хотя это было не в Иерусалиме, а в других городах Эрец-Исраэль) и основная Гмара в Вавилоне, около 500 года. Составленные вместе Мишна и Гмара образуют то, что называют Талмудом. Талмуд уже передает нам не только сами окончательные формулировки закона, как это делает Мишна, но и правила рассуждения и вывода галахических законов. Талмуд является основой изучения Галахи во всех поколениях, начиная примерно с 500 года.
Поскольку наш курс имеет подзаголовок "Талмуд, Галаха, минhаг", то мы должны будем разобрать какое-то количество отрывков из Талмуда, и я постараюсь сделать эти отрывки не слишком сложными. Мишна написана на языке, почти совпадающем с современным ивритом. Называется он "лъшон-хахамим", язык мудрецов. Можно считать, что это чистый иврит, с небольшими отклонениями. Гмара, в основном, написана на арамейском языке.
После завершения Талмуда следует период, который мы знаем сравнительно мало. Тогда происходит работа по редактированию Талмуда, добавление некоторых методических, вспомогательных рассуждений. После этого идет очень важный период Гаонов. Так назывались главы академий в Вавилоне. Это не характеристика их способностей, а просто так называвалась должность рош-ешивы в академиях Вавилона. Новый жанр, который возник в период Гаонов, - это "шээлот утшувот", сокращенно "шут". В мировой литературе эти "шээлот утшувот" называются респонсами (RЕSРОNSАЕ). Т.е. реально евреи из всех общин мира присылали вопросы, как правило практического характера, и нужно было дать ответы. И эти Геоним, главы академий, присылали им ответы.
С тех пор этот жанр - респонс - никогда не прекращал своего развития, и накопились десятки тысяч "шээлот утшувот", которые могут принести пользу. Большой специалист отвечает на вопросы, или вы просто читаете учебник? Это имеет значение. До недавнего времени угадать, в какой респонсе можно искать обсуждение заданного вопроса, было практически немыслимо. Кто был в состоянии знать десятки тысяч этих ответов? Были исключительные эксперты, которые знали, кто в какой респонсе обсуждает какой вопрос. В наше время это изменилось просто поразительно, и университет Бар-Илан занимает ведущее место в мире в том, что каждый год создается новая, улучшенная версия компакт-дисков, в которых собраны многие тысячи респонс, начиная от Гаонов и до наших дней. Я называю одно-два-три слова из нужного мне текста, которые я знаю, и мне немедленно дается полный список цитат, где содержится этот текст.
Сегодня любой начинающий читатель может получить в руки материал, который раньше невозможно было собрать, колеся по всему миру и спрашивая лучших знатоков. Тем более, что в наше время уже используются результаты тех рукописей, которые были недоступны лет сто назад. Так что наше положение в этом плане очень завидное. Единственное, что у нас с вами нет времени и мало образования, и мы очень редко будем обращаться к этой литературе. Мы будем регулярно пользоваться литературой последующих периодов.
Примерно с 11 века начинается эпоха "поским". Поским - это специалисты, авторитеты, мудрецы, выносящие галахические решения по вопросам, которые в явном виде не решены в Талмуде. Они называются "поским" от слова "лифсок", вынести решение. Причем эта эпоха, начиная примерно с 11 столетия, до наших дней, разделяется на два периода. Первый период называется "поским ришоним" или просто "ришоним", ранние. Эта эпоха заканчивается с выходом в свет книги "Шулхан Арух", накрытый стол.
[С этим названием иногда можно попасть в анекдотическую ситуацию. Когда-то давно в России была большая проблема с еврейскими книгами, но даже если книги были, власти старались не допускать желающих вступить с ними в контакт. Вот, например, в Москве прошел слух, что где-то в подвалах гноится большое количество книг, оставленных умершим евреем, и их собираются выбросить на помойку. Мы заслали несколько юношей, которые уже довольно твердо изучили алеф-бет, чтобы они разведали, что за книги. Я сидел в качестве связного на телефоне, с нетерпением ожидая новостей. И мне позвонил взволнованный приятель, что там есть какая-то поваренная книга во многих томах, и называется она "Шулхан Арух".]
Почему эта книга так называется и что это за книга? "Шулхан Арух" имеет довольно необычную судьбу. Когда она вышла в свет, то довольно быстро оказалась принятой всеми общинами народа Израиля - и сефардскими и ашкеназскими - в качестве основного авторитетного свода еврейских законов. Это не значит, что никто не может поступить вопреки ему. Но "Шулхан Арух" - это подведение какой-то решающей черты. И такие события подведения черты происходили до этого в истории передачи и формирования устной традиции несколько раз. Первое из них - завершение Мишны. После того, как была составлена Мишна, последующие мудрецы практически не имеют права не соглашаться с мудрецами эпохи Мишны. Танаим - это высшие авторитеты. И мудрец следующей эпохи, амора, может не согласиться с таной, если он найдет другого тану, который с ним не соглашается. Но и это не очень желательно, амора должен уметь выработать точку зрения, которая соответствует всем мнениям танаим, если это возможно.
Точно так же, после завершения Талмуда, Талмуд является безусловным авторитетом для всех. Никто не может вынести решения, которого вообще нет в Талмуде. Так вот, Мишна - это одно подведение черты, Талмуд - второе подведение. От конца Талмуда до "Шулхан-Арух" были очень важные поским, были очень важные произведения, без которых "Шулхан-Арух" не возник бы. В эпоху ришоним создан целый ряд важнейших сочинений, но ни одно из них не сыграло роли очередного подведения черты - эта роль выпала "Шулхан Аруху".
Среди этих предшественников "Шулхан-Аруха" надо отметить текст, которым мы чаще всего будем пользоваться из поским. Это Рамбам, рабби Моше бен-Маймон. Он жил в 12 веке и является величайшим авторитетом нашей традиции, во всяком случае - во времена после Талмуда. Некоторые говорят: "От Моше до Моше не было такого, как Моше". Т.е. от Моше-рабейну, который дал нам Тору, до Моше бен-Маймона, который издал свои сочинения, не было равных этим двум Моше. Рамбам интересует нас в нашем курсе прежде всего как авторитет по созданию руководства по Галахе. И он был редчайшим авторитетом в области, которая называется кодификация. В Талмуде обсуждение галахических вопросов еще недостаточно организовано по темам. Рамбам организует галахический материал по очень стройной системе. Он выпускает книгу, которую он назвал "Мишнэ-Тора". Но чаще ее в народе называют "Яд hа-хазака". "Яд" - потому что это сочинение состоит из 14 книг (в Гематрии слово "яд" - четырнадцать), и каждая книга посвящена какой-то области закона. Нам в нашем курсе из этих 14 книг реально понадобятся две: одна из них называется "Сефер-нашим", а другая - "Сефер-кдуша".
К счастью, Рамбам, который почти все свои произведения писал по-арабски - и это нам не так легко читать - к написанию "Яд hа-хазака" готовился немало десятилетий. И он внимательно продумал, на каком языке лучше написать. Он знал все языки достаточно одинаково, но после всего он решил так: писать на языке ТаНаХа или на языке пророков уже не актуально, т.к. это не-живой язык для народа. Писать по-арабски тоже нет смысла, т.к. многие не понимают по-арабски, на арамейском языке давно никто не разговаривает. Поэтому он решил написать на языке Мишны. И оставил нам труд, написанный почти 900 лет назад, т.е. раньше, чем "Слово о полку Игореве", который читается легче, чем современная газета. Язык потрясающий, логика великолепная. Рамбам был великим врачом, придворным врачом у султана в Марокко, в городе Фес. (Его пытались переманить быть придворным врачом в Англии.) В настоящее время это окрестность современного Каира. Одно время он был личным врачом у султана Салахаддина.
Возвращаемся назад, к Талмуду. Мишна, а вслед за ней и Гмара, организованы по тематическому признаку, и весь Талмуд подразделяется на шесть разделов, и каждый такой раздел называется "седер". Поэтому весь свод, как Мишна, так и Талмуд, называется "шиша сдарим", или сокращенно "шас" (к политике это не имеет никакого отношения). Я встречал мальчиков, которые к концу средней школы знают всю Мишну, все шесть разделов. Это довольно много: пятьсот с лишним глав, и в каждой главе порядка десяти мишнайот. Шесть разделов, и каждый раздел посвящен какой-то области Галахи. Каждый раздел Талмуда подразделяется на трактаты, которые называются "масехтот". Каждый трактат посвящен более узкой области Галахи.