«И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: вот слово, какое заповедал Господь: Если кто-либо даст обет Господу или поклянётся положить зарок на душу свою, то не лишит он силы слова своего; во всём, как вышло из уст его, исполнит».
Выражение «главы колен» появляется здесь в Торе впервые, а в конце главы говорится: «главам отчих домов колен»: «И повелел о них Моше Элазару-священнику и Йеошуа, сыну Нуна, и главам отчих домов колен сынов Исраэля», и в Торе больше это выражение не встречается (но только в Пророках и Писаниях).
Моше побуждает здесь глав колен Израилевых обращать внимание на то, что исходит из уст человека, в частности, когда он произносит обеты, клятвы и запреты, чтобы он не опорочил слово, сказанное им, и исполнил всё, что сказал. Аналогичная тема возникает в конце раздела, когда сыны колен Гада и Реувена обязались выйти впереди сынов Израиля для завоевания страны Израиля, и только благодаря этому получили землю Сихона и Ога в наследственное владение. Моше наставляет их: «как вышло из уст ваших, исполняйте», – и повелевает Элазару, Йеошуа и главам отчих родов удостовериться, что сыны Гада и Реувена выполнили обещанное. Только таким образом они получают владение к востоку от Иордана, ибо только главы родов могут обеспечить соблюдение этой заповеди в Израиле.
Как мы объясняли в предыдущей главе, сила речи – это то, что отличает человеческую душу от всех творений и живых существ, а речь выражает волю души, и поэтому она причастна святости, и каждый, кто не соблюдает свои обеты и клятвы, оскверняет святость, поэтому говорится, что «не лишит он силы слова своего; во всем, как вышло из уст его, исполнит» – ибо с момента произнесения, речь его превращается в действие, которое невозможно отменить, как ещё не высказанную мысль, – своей речью он создал новую действительность в этом мире, подбно тому, как весь мир был создан десятью речениями. И если это так на индивидуальном уровне, то тем более, на уровне народа и колен. И если сыны колен Гада и Реувена обязались, главы отчих родов должны удостовериться, что обещанное будет выполнено.
Одна из десяти заповедей – «Не возноси Имени Господа (не клянись им) напрасно, ибо не простит Господь тому, кто возносит Имя Его напрасно» (Шмот, 20:7), но там говорится о ложной клятве, когда поклявшийся человек лжёт, говоря о прошлом, и отрицает то, что в действительности делал или чего не делал. Такая речь не создаёт новую реальность: человек просто пытается скрыть правду с помощью ложной клятвы. Но в нашей главе говорится о клятве и обете, когда человек клянётся делать или не делать что-либо в будущем. Таким образом он создаёт для себя с этого момента и далее обязательство, которое останется на нём до того времени, пока он его не осуществит. Или же это обет и взятый на себя запрет по отношению к предмету, от которого он зарёкся получать пользу.
Силой речи можно перевести тот или иной объект в разряд посвящённого, то есть создать новую реальность, без всякого физического действия. Этим человек уподобляется Творцу, Который также сотворил мир речью. Это под силу только человеку, никакое другое создание не способно на такое. И не случайно именно в нашем разделе приходит конец Биламу – тому, кто, поставив святую силу речи на службу своему честолюбию и нечестию, посоветовал мидьянитянам совращать Израиль культом Пеора – «И царей Мидьяна убили они вместе с павшими их… и Билама, сына Беора, убили они мечом… Ведь они по слову (бедвар) Билама были для сынов Израиля поводом к неверности Господу в том, что случилось (бедвар) с Пеором, и был мор в общине Господней!».
При этом, точно так же, как речью можно создать новую реальность в мире, можно и отменить её речью большей силы, и это называется освобождение от обетов. Но для этого нужен более высокий духовный авторитет, чем у давшего обет – как у глав родов или судей. А поскольку из десяти мер речей, спустившихся в мир, девять достались женщинам, речь женщин обладает более мощной силой, как мы видели в отношении дочерей Целафхада, поэтому раздел начинается с обетов женщины.
Надо отметить, что само по себе понятие обета, клятвы и всякой речи, создающей духовную реальность, как то делают благословения или проклятия, не является нововведением. Сказано, что ещё Мелхицедек благословил Авраама – «И благословил он его и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего…» (Берешит, 14:19). Писание упоминает также клятву между Авраамом и Авимелехом, в честь которой был назван город Беер-Шева – «…ибо там поклялись они оба» (там же, 21:31). Рассказано также о том, как Элиезер поклялся Аврааму найти жену для Ицхака, и о благословении Ривки Лаваном и её матерью. Писание также описывает процедуру клятвы между Ицхаком и Авимелехом, царем Филистимским, и благословение Ицхаком Яакова и Эсава. Яаков – первый, о ком сказано, что он принял на себя обет: «И дал Яаков обет, говоря…» (там же, 28:20). Яаков также приносил клятву Лавану – «И поклялся Яааков Страхом своего отца Ицхака» (там же, 31:53). В Писании приведены различные случаи, когда люди дают обет Господу или приносят клятву.
Какова специфика законов об обете, которые приведены в нашем разделе? Здесь впервые указан дозволенный путь для нарушения обета и клятвы, будь то посредством отца или мужа, или посредством глав родов, освобождающих от обетов. При этом это осуществляется только при наличии уважительной причины, дабы не обесценивались речения уст.
«И сказал Господь Моше, говоря: отомсти за сынов Израиля мидьянитянам; затем приобщишься к народу твоему. И сказал Моше народу: вооружите из среды своей людей в войско, чтобы они пошли против Мидьяна, чтобы отмстить мидьянитянам за Господа. По тысяче из колена, от всех колен Израиля пошлите в войско. И были переданы из тысяч Израиля по тысяче от колена, двенадцать тысяч снаряжённых в войско. И послал их Моше, тысячу от колена, в войско, их и Пинхаса, сына Элазара-священника, в войско, и предметы священные и трубы для трубления у него в руке». Повеление напасть на мидьянитян содержится уже в предыдущем разделе – «тесните мидьянитян, поражайте их!». Почему же евреи медлили до сих пор? И в чём разница между сказанным там «тесните» и сказанным здесь «отомстите»? Следует сказать, что слово «тесните» означает сохранение чувства ненависти к мидьянитянам до момента, когда они отомстят (как, например, сохранение денег в мешке на будущее) и, надо полагать, что если бы Израиль атаковал немедленно, сразу после греха Пеора, то, конечно, мидьянитяне были готовы к контратаке после того, что сделали Израилю.
И также сразу после греха евреи не были достойны чудесной победы над Мидьяном, поскольку это не война за овладение Землёй Израиля, но война Бога, подобная войне с Амалеком, который является духовным врагом. Воины, чтобы победить, должны быть праведными и очищенными от греха. Поэтому ненависть к мидьянитянам не могла найти себе выход немедленно. Вначале сыны Израиля учинили перепись по своим семьям, чтобы узнать, какой урон они понесли из-за поклонения Пеору, и подготовить вход в Землю и заселение её по количеству сосчитанных, и разделение на наследственные уделы по семьям каждого колена.
Кроме того, надо было подготовить лидера, который заменит Моше, чтобы народ свыкся с перспективой замены Моше новым предводителем заранее, до вступления в страну Израиля, где они будут, в частности, исполнять заповеди о дополнительных жертвоприношениях, в силу которых им будет даровано право унаследовать эту землю. И, конечно же, надо было разобрать просьбу дочерей Целафхада, которые стали для народа словно противоядием от того яда, которым напоили их дочери Моава и Мидьяна. Лишь после всего этого евреи станут достойны настолько, что смогут совершить отмщение. И Господь говорит Моше: отомстить за сынов Израиля, которым мидьянитяне причинили огромный вред, а Моше – отомстить за Господа, потому что Господь заботится об Израиле, а Моше – о выполнении Его воли.
Говоря Моше о мести, которой Израиль должен отомстить мидьянитянам, Бог не указывает, кто пойдёт в армию и кто возглавит её. И кажется на первый взгляд, что эта война должна быть подобна войне с Сихоном и Огом, в которой участвовал весь Израиль (кроме колена Леви). Но Моше понимает, что война с Мидьяном – это священная война, она принципиально отличается от войны с Сихоном и Огом, которая носила вспомогательный характер – требовалась для вступления в страну Израиля в результате отказа пропустить еврейский народ без войны.
Для участия в священной войне подходят только безукоризненные праведники; разумеется, в ней не могут участвовать те, кто грешили с моавитянками и мидьянитянками, даже если они не служили идолам и не были приговорены за это к смерти судьями народа Израиля. Эта война не связана с завоеванием Земли Израиля и с получением в ней земельных наделов, и поэтому в ней участвует также колено Леви (как мы видели в недельном разделе «Корах», в котором колено Леви было включено в число двенадцати колен). Эфраим и Менаше выступают здесь как одно колено – колено Йосефа.
Моше просит, чтобы каждое колено выделило тысячу человек, подходящих для участия в священной войне. В итоге, получается двенадцать тысяч воинов – представителей всего народа.
Как видно по описанию военных трофеев, полученных от мидьянитян, мидьянское войско насчитывало сотни тысяч. Понятно, что война эта носила чудесный, сверхъестественный характер, требующий полной и безусловной веры во Всевышнего: это битва, в которой немногие выступают против многих, ревнуя за Всевышнего (двенадцать тысяч подобных Пинхасу). Поэтому во главе войска Моше ставит Пинхаса бен Элазара, который несёт трубы (и также, поскольку это священная война, берут с собой ковчег завета и священную утварь). Моше выбирает Пинхаса: не Йеошуа бен Нуна, и не первосвященника Элазара, а того, кто в критическую минуту постоял за честь Всевышнего. И по этой же причине сам Моше не становится во главе войска, несмотря на то, что война эта заповедана ему Всевышним. Он должен был бы вести за собой войска, если бы речь шла о мщении сынов Израиля – в качестве их предводителя, но это мщение Всевышнего, и его осуществляет тот, кто возревновал за Всевышнего, а не те, кто «…плакали у входа в Скинию» (Бемидбар, 25:6).
Как же Моше решается не выполнить обращённое к нему повеление Всевышнего: «Отомсти за сынов Израиля» (там же, 31:2) и по собственной инициативе посылает на священную войну войско во главе с Пинхасом?
Следует иметь в виду, что Моше помнит первое повеление в отношении мидьянитян: «Враждуйте с мидьянитянами… из-за Пеора» (Бемидбар, 25:17-18). Оно напоминает сказанное об Амалеке: «Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим, 25:17), а также «…война у Господа с Амалеком из рода в род» (Шмот, 17:16). Это священная война, которая не зависит от времени и от места, поскольку враг этот – прежде всего, враг Всевышнего, и лишь потом враг Израиля. Это относится и к мидьянитянам, ибо заповедано враждовать с ними «из-за Пеора», – как мы помним, этот языческий культ в наибольшей степени воплощает силы скверны. Поэтому Моше проявляет здесь ревность за Всевышнего и решает выступить на священную войну. Посланные коленами воины проявляют ревность за Всевышнего и готовы отдать за Него жизнь во искупление того, что прежде народ Израиля предался служению Пеору.
«И множество скота было у сынов Реувена, и у сынов Гада весьма много; и увидели они землю Язер и землю Гилад, и вот, место это – место для скота» (Бемидбар, 32:1). По-видимому, богатые трофеи, завоёванные в войне с мидьянитянами, в дополнение к уже имеющейся добыче в войне с Сихоном и Огом, повлияли на решение колен Реувена и Гада остаться в Заиорданье. Напомним, что оба эти колена были из одного стана – стана Реувена, в который входило также колено Шимона, но они отделились от него из-за поступка Зимри. Тора упоминает большое количество скота как объективную причину, по которой они хотели остаться в этих краях, а не как предлог, скрывающий нежелание входить в Землю Израиля.
«И пришли сыны Гада и сыны Реувена, и сказали Моше и Элазару, священнику, и князьям общины, говоря: Атарот и Дивон, и Язер, и Нимра, и Хешбон, и Элалей, и Сывам, и Нево, и Беон, страна, которую Господь поразил пред общиной Исраэйля, это земля для скота, а у рабов твоих скот» (там же, 32:2-4).
В первом стихе сначала упоминаются сыны Реувена, а потом сыны Гада; здесь же порядок меняется. Как видно, у колена Реувена было больше скота, и поэтому оно упоминается первым там, где речь идёт о количестве скота и о пастбищах для него (а также потому, что Реувен был главой стана), но инициатива поселиться в Заиорданье принадлежала колену Гада, и в этом контексте оно упоминается первым.
Гад и Реувен перечисляют девять поселений, которые, как видно, отличались особым привольем пастбищ для скота, и они не приходят с требованием, отмечая свою военную доблесть – что они приняли участие в завоевании этих земель, но подчёркивают, что «Господь поразил» их. Господь поразил двух царей – Сихона и Ога, у них нет права требовать что-то для себя, и их слова – это просьба. И форма их просьбы выражает смирение и полное принятие воли Моше: «И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение; не переводи нас через Иордан». Но Моше обращает внимание на последние слова «не переводи нас через Иордан», – видя в них проявление скрытого нежелания входить в Землю; иначе зачем бы им надо было это прибавлять, а не просто попросить остаться на месте? Возможно, это означает, что они боятся переправляться через Иордан, подобно тому, как боялся народ во времена разведчиков? Тогда может вернуться тот грех, закончившийся катастрофой, и другие колена тоже могут начать бояться, ведь страх заразителен. Но у колен Гада и Реувена совсем иное намерение: позволь нам остаться здесь, мы отказываемся от своих наделов в Земле Израиля, и таким образом, другим коленам может достаться больше.
«И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувейна: неужели братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? Отчего же отклоняете сердце сынов Израиля от перехода в землю, которую дал им Господь? Так поступили отцы ваши, когда я послал их из Кадеш-Барнеа высмотреть землю. Они дошли до долины Эшкол и увидели землю, и отклонили сердце сынов Исраэйля, чтобы не идти им в землю, которую дал им Господь». Как было замечено выше, Моше подозревает сынов Гада и Реувена в том, что они не хотят входить в Землю. И если так, то страх снова может привести народ к бунту, и Господь прогневается на народ и оставит его в пустыне ещё на сорок лет.
Глагол «отклонить» появляется в Торе только в нашем разделе. Сначала в начале раздела, где речь идёт об обетах: «Если же воспретил (дословно: отклонил – прим. перев.) ей отец её в день, в который услышал, то все обеты её и зароки её, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что отец её воспретил («отклонил») ей.
И второй раз здесь, когда возникает опасение, что Гад и Реувен побудят сынов Израиля отказаться от вхождения в Землю. Это напоминает похожее слово, употреблённое в стихе, в котором Господь объявляет Его волю оставить народ в пустыне вследствие греха разведчиков, образованное от того же корня и означающее «укоризна»: «…сорок дней, по году за каждый день, понесёте вы наказание за грехи ваши, – сорок лет, – дабы познали вы укоризну Мою» (там же, 14:34). «Укоризна», или «урок», проистекающий из того, что отклонили народ от вхождения в Землю и привели к тому, что он остаётся в пустыне на сорок лет.
«И подошли они к нему, и сказали: овечьи загоны построим мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы первыми вооружимся и пойдём пред сынами Израиля, доколе не приведём их на место их; а дети наши пусть останутся в городах укреплённых (для защиты) от жителей этой земли. Не возвратимся в дома наши, пока не расселятся сыны Израиля, каждый в наделе своём. Ибо мы не возьмём с ними надела по ту сторону Ярдена и далее, ибо достался нам надел наш с восточной стороны Ярдена» (там же, 32:16-19). Сыны Гада и Реувена исправляют свои слова, объясняя, что они не собираются отделяться от всех и не страшатся переправы через Иордан, но имеют в виду только получение наделов по эту сторону реки: они отказываются от наделов в Земле Израиля. Что касается войны, они не только будут в ней участвовать, но пойдут первыми, впереди всех, подобно тем представителям колен, которые воевали с мидьянитянами, поскольку нет в них страха перед народами Ханаана, и они всей душой верят Господу и полностью полагаются на Всевышнего. Они обещают, что останутся в Земле не только до конца войны, но и до конца распределения наделов. Но прежде они хотят построить загоны для скота и поселения для детей, которые останутся здесь, и укрепить их, дабы не напали на них окружающие народы – арамейцы, аммонитяне, моавитяне.
«И сказал им Моше: если вы сделаете это, если вооружёнными пойдёте пред Господом, на войну пойдёт каждый из вас вооружённым за Ярден пред Господом, доколе не прогонит Он врагов Своих от Себя…». Моше говорит им: пред Господом, а не пред народом Израиля.
Почему Моше повторяет их обещание?
Подчёркивая, что они пойдут впереди пред Господом, Моше тем самым даёт понять, что они должны быть движимы верой, а не соображениями братства. И это должно произойти ещё до начала военных действий, в момент перехода реки Иордан. И так оно и было, как сказано в книге Йеошуа: «Перешли и сыны Реувэйна, и сыны Гада, и половина колена Менаше – вооружённые, впереди сынов Израиля, как говорил им Моше. Около сорока тысяч передового войска перешло пред Господом, чтобы воевать в степях Иерихонских» (Йеошуа, 4:12-13). Этим они показали, что не боятся народов Ханаана, потому что Господь с ними, и они идут впереди ради прославления Его Имени.
С другой стороны, они не должны оставаться в Земле во время раздела земельных участков; как только закончится война, они могут вернуться к себе: «И покорена будет земля пред Господом, а затем возвратитесь…» (Бемидбар, 32:22), – поскольку они уже докажут таким образом чистоту своих намерений. «И будет земля эта вам во владение пред Господом», ведь земля в Заиорданье – это не Земля Израиля. Об этом говорит Йеошуа, обращаясь к сынам Реувена и Гада, когда они построили жертвенник за Иорданом, и он предположил, что ими движет стремление пойти против Бога: «Если же нечиста земля владения вашего, то перейдите себе в землю владения Господня, в которой находится Скиния Господня, возьмите надел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник помимо жертвенника Господа, Бога нашего» (Йеошуа, 22:19). Нужно позволение Господа для того, чтобы освятить эту землю, и она уподобилась в этом отношении Земле Израиля. Это становится возможно, благодаря преданности и самоотверженности сынов Гада и Реувена перед Богом.
«Если же не сделаете так, то вот, вы согрешили пред Господом, и познаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас. Стройте себе города для детей ваших и загоны для овец, и то, что вышло из уст ваших, исполняйте». Я не требую доказательства, что причина вашей просьбы действительно в обилии скота, и поэтому вы предлагаете сначала построить загоны для скота и лишь потом города для детей. Нет. Сначала постройте города для защиты ваших детей от обитателей страны Израиля и лишь впоследствии займитесь загонами для скота.
«И обратился к Моше сыны Гада и сыны Реувена так: рабы твои сделают, как господин наш повелевает. Дети наши, жены наши и весь скот наш будут там в городах Гилада. А рабы твои пройдут все, вооружившись, как воины, пред Господом на войну, как говорит господин наш». «И обратился» сказано в единственном числе, чтобы подчеркнуть их единодушие. Они согласны начать с устройства жён и детей, и лишь затем перейти к загонам для скота. Они единодушно высказывают свою готовность быть первыми на войне во имя Неба.
«Приказал о них Моше Элазару, священику, и Йеошуа, сыну Нуна, и главам отчих домов колен сынов Израиля». Йеошуа бен Нун упомянут здесь впервые после своего провозглашения преемником Моше. Он никак не фигурировал в рассказе о войне с Мидьяном и в повелении об обетах, поскольку его роль начнётся с вступлением в страну Израиля. И именно поэтому – поскольку речь идёт о ситуации, которая возникнет при вступлении в страну Израиля – имя его упомянуто сейчас. Моше привлекает к делу глав родовых кланов – с тем, чтобы было как можно больше свидетелей обещанию, данному сыновьями Гада и Реувена.
«И сказал им Моше: если перейдут сыны Гада и сыны Реувена с вами за Иордан, все, вооружившись на войну пред Господом, и покорена будет земля пред вами, то отдайте им землю Гилад во владение. Если же не перейдут они с вами вооружённые, то они получат владение среди вас в земле Ханаанской». Моше отмечает, что он не требует, чтобы сыновья Гада и Реувена непременно составляли авангард армии; достаточно их участия в войне, наравне со всеми. При этом оказывается, что даже в случае нарушения своего обещания они получат в наследие землю в стране Израиля.
«И ответили сыновья Гада и сыновья Реувена, говоря: как говорил Господь рабам твоим, так и сделаем. Мы перейдём вооружёнными пред Господом в землю Ханаан, за нами будет надел владения нашего по эту сторону Иордана». В Писании не сказано, что Господь говорил с сынами Гада и Реувена; они относятся здесь к тому, что было сказано им Моше, понимая, что он передавал слова Господа. Однако Моше только что поручил Йеошуа отдать сыновьям Гада и Реувена те земли, которые они просят. Те же настаивают на том, чтобы формальная передача надела была осуществлена самим Моше, как он говорил вначале, согласно словам Господа: «За нами будет надел владения», – уже сейчас, а не в будущем. Моше соглашается на это: «И отдал Моше им, сынам Гада и сынам Реувена, и половине колена Менаше, сына Йосефа, царство Сихона, царя Эморейского, и царство Ога, царя Башанского. Землю с городами её и окрестностями, города с землями вокруг».
Моше совершенно уверен в их искренности и поэтому осуществляет передачу земли уже сейчас. В самом деле, как рассказывается в книге Йеошуа, они полностью выполнили данное ими слово и даже остались в стране Израиля до наделения землёй всех колен: «Тогда призвал Йеошуа колена Реувена, Гада и половину колена Менаше, и сказал им: вы исполнили всё, что повелел вам Моше, раб Божий. И слушались голоса моего во всём, что приказывал вам. Вы не оставляли братьев ваших в продолжение многих дней до сего дня, выполняя обязанность по повелению Господа, Бога вашего. А ныне Господь, Бог ваш, успокоил братьев ваших, как говорил им; обратитесь же теперь и идите себе в шатры ваши, в землю владения вашего, которую дал вам Моше, раб Господень, за Иорданом» (Йеошуа, 22:1-4).
Неясно, каким образом к сыновьям Гада и Реувена была присоединена половина клена Менаше. Ведь переговоры с Моше вели только представители колен Гада и Реувена. Почему Моше решает дать им в помощь колено Менаше, и почему только половину, а не всё колено? Обратим внимание и на то, что сыновья Гада и Реувена просили только о земле Сихона, но не о земле Башана. Буквальное выполнение их просьбы привело бы к оставлению большой территории незаселённой. Но Моше понимает, что, если уж идти на заселение восточного берега Иордана, надо будет заселить всю эту территорию. Он предлагает направить на выполнение этой миссии несколько семейств колена Менаше; видимо, они были готовы последовать примеру колен Гада и Реувена. Как рассказывается в Книге Йеошуа, они также выполнили условие участия в войне.
2022
В нашем сегодняшнем разделе – «Матот» – описывается война народа Израиля против сыновей Мидьяна. Эта война единственная в своем роде. Она была предпринята с тем, чтобы отомстить мидьянитянам, которые ввели сынов Израиля в грех, что привело к мору, от которого народ спас только поступок Пинхаса.
Войны, которые вёл Йеошуа против семи народов Ханаана, имели своей целью завоевание земель. Война против Амалека являлась частью многовекового противостояния между народом Израиля и его извечным духовным врагом. В отличие от них, война с Мидьяном была одноразовой и имела одну единственную цель – отмщение.
«И говорил Господь Моше, говоря: отомсти за сынов Израиля мидьянитянам... И сказал Моше народу: вооружите из среды своей людей в войско, чтоб они пошли против мидьянитян совершить мщение Господне над мидьянитянами» (Бемидбар, 31:1-3).
Слово «месть» применительно к началу военных действий появляется в Торе только единожды – в нашем разделе.
На эту – особенную – войну Моше берёт только двенадцать тысяч воинов, по тысяче из каждого колена. Мы помним, что сражаться против Амалека, а также Сихона и Ога, выходил весь народ Израиля. Но в нашем разделе говорится о священной войне, участвовать в которой должны только самые достойные и праведные.
Всевышний, повелевая Моше выйти на войну, говорит об отмщении за сыновей Израиля. Но Моше, обращаясь к народу, призывает совершить «мщение Господне». Всевышний видит духовный урон, нанесённый Его народу мидьянитянами; Моше чувствует кощунственность массового поклонения Пеору и поэтому требует от народа отомстить мидьянитянам за осквернение Божьего имени.
Поэтому битва с мидьянитянами – единственная война, в которой часть военной добычи словно оставляется для Всевышнего.
При чтении этого раздела возникает вопрос: почему отмщение направлено именно на Мидьян? Ведь моавитяне тоже участвовали в вовлечении сыновей Израиля в грех поклонения Пеору.
Дело в том, что у сыновей Моава была, по крайней мере, реальная причина для настороженности и враждебности по отношению к народу Израиля, который находился возле их границ. Моавитяне боялись, что народ, уничтоживший Сихона и Ога, решит так же поступить и с ними.
В отличие от этого, никакая реальная причина не вынуждала мидьянитян действовать против народа Израиля, не представлявшего для них ни малейшей угрозы. Попытки нанести вред народу Израиля, вовлекая его в грех культа Пеора – это, в сущности, действия, направленные против величия имени Всевышнего. Их цель – дискредитировать проповедуемый народом Израиля монотеизм, оспорить провозглашаемую евреями идею, что Господь – это Бог, и нет иного.
И каким же образом борются мидьянитяне с монотеизмом? Они пытаются противопоставить ему омерзительный, низменный культ Пеора, один из способов служения которому – справлять свои естественные потребности перед изображением божества.
Совращая сыновей Израиля с их пути служения Всевышнему, соблазняя их поклониться Пеору, мидьянитяне стремятся продемонстрировать всему миру, как легко и быстро избранный народ может пройти путь от священного служения Всевышнему, требующего самоотверженности и высоких нравственных качеств, к гедонистическому и нигилистическому культу, угождающему самым низменным желаниям.
Кто, видя всю эту трансформацию, продолжит верить народу Израиля, утверждающему, что Господь – единственный Бог?!
Вот поэтому необходимо отмщение, чтобы заново возвысить имя Всевышнего и вернуть уважение к Его народу. Слово «отмщение» – «некама» – происходит от того же корня, что «ткума» – «подъём». Поэтому в битву против сотен тысяч мидьянитян были посланы только двенадцать тысяч воинов. Самоотверженность меньшинства, выходящего на бой с огромным вражеским войском с тем, чтобы отомстить за поругание Божьего Имени, позволит вновь всерьез отнестись к их утверждению, что Господь – это Бог, и нет иного.
Подобно этому, когда потомки Гада и Реувена просят дать им наделы на восточном берегу Иордана и добровольно вызываются продолжать помогать своим братьям в завоевании западной части страны Израиля, говоря: «Сами же мы первыми вооружимся и пойдём пред сынами Израиля, пока не приведём их на место их…» (Бемидбар, 32:17), – Моше поправляет их: «…если вы сделаете это, если вооружёнными пойдёте пред Господом на войну… и покорена будет земля пред Господом, а потом возвратитесь, то будете чисты пред Господом и пред Исраэлем, и будет земля эта вам во владение пред Господом» (Бемидбар, 32:20-22).
Моше подчёркивает, что освобождение страны Израиля – это деяние, совершаемое «пред Господом», а не перед сыновьями Израиля. Всевышний – это Тот, кто дал нам эту землю. Взоры воинов должны быть устремлены к Всевышнему, а не к другим сыновьям Израиля, подобно тому, как эти двенадцать тысяч человек выступили против многочисленного войска ради «отмщения Всевышнего», а не для «отмщения сыновей Израиля».
Поэтому слово, которым называют воинов, отвоёвывающих для народа Израиля землю, – «халуцим», «первопроходцы», упоминается в двух рассказах – о войне с Мидьяном и о готовности потомков Гада и Реувена участвовать в завоевании страны Израиля.
Этот вопрос встаёт и в наши дни. С какой целью совершается овладение землёй Израиля? Во имя чего мы вооружаемся и идём в бой? Ради величия имени Всевышнего, которое требует, чтобы Его земля вернулась к Его народу? Будь это так, не нашлось бы никого, кто оспаривал бы наши права на эту землю. Или же мы идём вперед только ради физической защиты сыновей Израиля, в поисках убежища для евреев от преследований другими народами (не думая о величии Всевышнего, иногда даже поступая вопреки Его повелениям)?
В этом случае принадлежность нам этой земли неполная, и наше право на неё оспаривается изнутри и снаружи.