В отличие от всех остальных заповеданных народу Израиля праздников, дата которых прямо указана в Торе, праздник Шавуот не определяется в Писании конкретной датой. Время праздника могло быть вычислено лишь после вступления в землю Израиля на основании подсчёта семи недель со дня приношения омера (ячменное приношение из нового урожая, осуществляемое ежегодно 16 нисана) – на следующий, пятидесятый день и настаёт праздник. Тора даёт ему несколько названий: праздник первых плодов, праздник жатвы, праздник недель (на иврите – Шавуот). И только наши мудрецы назвали его праздником дарования Торы, поскольку именно в этот день евреям была дарована Тора на горе Синай. В Талмуде (Шаббат, 86б) сказано: «Мудрецы учат: «Десять заповедей были даны на шестой день месяца (сивана)» – рабби Йосе говорит: «На седьмой»».
Понятно, таким образом, что в течение сорока лет скитания по пустыне евреи не праздновали Шавуот, поскольку ещё не вошли в землю Израиля, в то время как остальные праздники они справляли, ибо те не были связаны с вступлением в Землю, и, в отличие от Шавуот, о них не было сказано: «…когда придёте в Землю...» (Ваикра, 23:10).
Следует отметить, что большинство заповедей Торы связано именно с землёй Израиля, так что до вступления в землю Израиля соблюдение Торы неизбежно являлось неполным. Поэтому в Шавуот объединяются как духовная сторона дарования Торы, так и «праздник жатвы» и приношение первых плодов Земли. И не случайно Писание определяет праздник как пятидесятый день после приношения омера, который также связан с вхождением в Землю и приносится из её урожая.
Чем же объясняется, что в отличие от двух других праздников паломничества, продолжающихся целую неделю, Шавуот длится всего один день?
Песах и Суккот были призваны напоминать об Исходе («В кущах сидите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Ваикра, 23:42-43). А праздник Шавуот связан не с напоминанием о прошлом, а с целью – дарованием Торы и её воплощением в земле Израиля. Установление Шавуот посредством ежедневного подсчёта омера отражает стремление к цели, достигаемой на пятидесятый день, и поэтому праздник длится ровно этот день.
Точно так же и юбилейный год – год, который отмечается только в стране Израиля, когда объявляют свободу всем жителям Земли и участки земли возвращаются к своим исконным владельцам, – определяется подсчётом семи раз по семь лет. И как отсчитывая дни, мы приходим к святому дню дарования Торы, так отсчитывая годы, мы достигаем святого, юбилейного, года. В этом и состоит цель освящения материального в стране Израиля – достижение пятидесятой ступени святости. Сказано: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её, юбилей да будет это у вас… В этот юбилейный год возвратитесь каждый во владение своё» (Ваикра, 25:10-13).
Песах и Суккот, служащие напоминанием об Исходе, продолжаются семь дней, ибо Исход подтверждает, что Бог сотворил мир за семь дней. Ведь только Тот, кто установил законы природы, может их нарушить, и таким нарушением естественного хода мироздания стали явленные всему народу во время Исхода чудеса. Но праздник Шавуот – это праздник дарования Торы, когда освящение материи достигает своей высшей точки. Это выражается принесением в святилище новых плодов земли Израиля. Таковы два хлеба возношения из новой пшеницы, первинки урожая. Таким образом освящают материю и возносят её к Господу.
День Шавуот стоит выше времени и природы, и поэтому в Писании он не привязан к определённой дате, подобно тому, как в нём не указана дата дарования Торы. Ведь тогда материальная природа получающих Тору достигла высшей точки освящения. Мидраши говорят, что в тот день их привязка к материальному столь ослабла, что души чуть не покинули их, и они обрели свободу от ангела смерти. Так и сами скрижали «…были делом Божиим, а письмена – письмена Божии, начертанные на скрижалях» (Шмот, 32:16). Слово Божие было запечатлено на освящённой материи, и мидраш усматривает в слове начертанные («харут») значение «свобода» («херут»)».