Аарон Фельдман

“Река, котел и птица”

Как решать семейные проблемы, руководствуясь принципами Торы

швут ами

иерусалим

Русский перевод, Цви Вассерман

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Несколько лет тому назад в иерусалимской ешиве я прочитал курс лекций на тему Шалом Байт (мир в семье). С мужчинами, прожившими в браке год или два, еженедельно проводились беседы, имевшие целью помочь им подойти к семейной жизни с позиций Торы. Слушатели изучали причины разладов в семье, а также практические советы по предотвращению семейных неурядиц. Я был весьма удивлен, когда обнаружил, что этот курс лекций очень быстро стал самым популярным среди всех моих курсов. Семинар привлекал молодых людей разного социального положения и профессий. Некоторые пришли из-за трудностей в семейной жизни, но большая часть посещала занятия не потому, что у них были проблемы в браке — просто они испытывали острую необходимость больше узнать об одной из наиболее важных и наименее обсуждаемых сфер жизни.
Перед свадьбой многие мужчины, соблюдающие законы Торы, проходят цикл занятий по алахическим аспектам брака, однако лишь единицы получают четкое представление о том, как надо себя вести в браке и чего ожидать от него. Самое большее, что они выносят с этих занятий, это ряд возвышенных банальностей о том, как брак превращает юношу в “настоящего мужчину”, как брак при правильном отношении к нему привносит в жизнь святость, как дом еврея превращается в оплот Торы и хеседа (доброты). Во всех этих общеизвестных истинах, к сожалению, пропущен самый важный фактор, обеспечивающий счастье в браке: чтобы все эти истины претворялись в жизнь, следует научиться ладить с супругой, а это невозможно без постоянного совершенствования характера.
Советы данного курса лекций полезны не только сами по себе: обсуждение их способствовало разрешению многих проблем. Шалом Байт имеет отношение к одной из сокровенных составляющих жизни человека. Ссоры между мужем и женой обычно происходят без свидетелей: стеснительность вынуждает их скрывать малейшие намеки на семейный разлад. Из-за этого супруги, столкнувшись с трудностями, испытывают чувство глубокой личной неудачи, что приводит к ощущению безнадежности и стыда и мешает искать помощи. Поэтому муж и жена чувствует огромное облегчение, когда обнаруживают, что их, казалось бы, личные проблемы распространены повсеместно, а ситуация, приводящая к разладу, достаточно типична. Чувство облегчения и осознание вновь обретенной перспективы стимулируют разрешение проблем.
Все это привело меня к мысли о необходимости записать содержание лекций в виде книги. После тщательного пересмотра суть бесед была переработана в приемлемую для печатного издания форму. Я молюсь о том, чтобы книга стала полезна как можно большему числу евреев, и только еще собирающихся вступить в брак, и недавно поженившихся, и состоящих в браке “давно”.

Цели, которые преследует эта книга

В этой книге изложены взгляды на брак, выраженные в Торе и комментариях к ней. По сути дела это взгляд не только на брак, но и на саму жизнь. Тора рассматривает человека в качестве создания Б-га, которому дана возможность стать счастливым, только приблизившись к Всевышнему. Для этого необходимо направить в правильное русло эгоистические стремления человека к богатству и удовольствиям, способствуя тем самым его борьбе за достижение духовного совершенства. Хотя каждый человеческий поступок занимает определенное место в служении Б-гу, Тора сообщает, что если целью жизни сделать получение удовольствий, это приведет к распаду человеческой личности и общества в целом. Поэтому добиться успеха можно лишь тогда, когда человек научится контролировать эгоистические порывы, которые (по определению) препятствуют духовному росту.
Истины, которым нас учит Тора, на самом деле не являются продуктом человеческого мозга. Они основаны на Б-жественном Знании тайн творения и секретов человеческой души. Эти истины исходят из самой формулы существования, которую знает один лишь Творец. Законы Торы предназначены для того, чтобы человек жил в согласии с ними и тем питал сокровенные потребности своего существа. Именно поэтому эти законы являются лучшим проводником к достижению успеха и к счастью человека. На протяжении тысячелетий в самых разнообразных условиях совершеннейшие по своему устройству общества создавали именно те, кто следовал им.
Мировоззрение Торы резко расходится с позицией, которую разделяет большинство светских людей и которая низводит человека до уровня случайного явления эволюции, лишая его жизнь подлинного смысла и предназначения и заполняя духовный вакуум погоней за максимумом эмоций и плотских наслаждений. То, что с подобных позиций считается жизненным успехом, Тора клеймит как провал.
Основная мысль этой книги такова: только изучая Тору, можно достичь счастья в браке. Этот тезис основан на постулате, что создание семейного счастья возможно лишь при условии осознания человеком своих жизненных целей, чему способствуют умение контролировать себя и стремление совершенствовать свой характер. Очевидно, что не стоит заглядывать в эту книгу в поисках быстрых решений и немедленных ответов, ибо изменение отношения к жизни не происходит мгновенно. Поверхностное однократное прочтение этой книги тоже не поможет вам. Лишь постоянное изучение и принятие изложенных здесь основ даст вам возможность преодолевать препятствия на пути к семейному счастью.
И еще одно замечание: многие разделы книги написаны с позиции мужчины. Это произошло, в частности, из-за того, что в ее основе лежит цикл лекций для мужчин. Я попытался придать материалу такую форму, чтобы им могли воспользоваться и женщины, но прекращал попытки там, где это было совершенно невозможно. Мужчина и женщина смотрят на брак с разных точек зрения; они различаются эмоциональными потребностями и недостатками, с которыми им приходится бороться. Поэтому не всегда было возможно одновременно писать для тех и для других. Но несмотря на это, женщинам также удастся многое почерпнуть в книге, так как она помогает проникнуть в самую суть брака.

1 НАЗВАНИЕ ЭТОЙ КНИГИ

В Талмуде говорится, что тот, кто мечтает о реке, котле или птице, может надеяться на мир.' Три эти символа мира представляют три возможных уровня добрых человеческих отношений. Кроме того, они описывают три стадии развития удачного брака, что служит хорошей основой идеям этой книги.
На простейшем уровне мир понимается как отсутствие конфликта. Такое положение возникает, когда два человека или две группы людей поддерживают контакты, призванные обслуживать лишь их частные интересы. Несмотря на то, что между ними существуют активные взаимоотношения, каждый член такого объединения остается отдельной и самостоятельной единицей. Символом такого мира является река. Река — классический торговый путь между двумя городами. Она связывает два отдельных сообщества, объединяющихся лишь для достижения взаимной выгоды.
Мир второго, более высокого уровня образуется, когда два или несколько человек кооперируются для достижения общей цели, которую ни один из них не может достичь в одиночку. Рабочие разных специальностей строят небоскреб; корпорации образуют монополии для повышения собственной конкурентоспособности; нации заключают оборонные пакты. В этих примерах ни один из участников не в состоянии самостоятельно достичь желаемого: только объединенные усилия приводят к успеху. Но это не просто сосуществование. Такое сообщество достигает цели только с помощью взаимоотношений динамичного мира.
Символом таких взаимоотношении является котел. В котле варят пищу, используя равным образом свойства как воды, так и огня. Одна вода лишь намочит и испортит продукты. Огонь их сожжет. Но, нагреваясь в котле под действием огня, вода закипает, и создается благоприятная среда для приготовления еды. Таким образом, котел делает возможным продуктивный мир между водой и огнем.
Птица символизирует третий и самый высокий уровень согласия. Она обладает двумя почти несовместимыми способностями: жить на земле и в то же время — летать в небе. Эти способности являются взаимозависимыми элементами единого организма, существующего в двух сферах: способ передвижения птицы по земле зависит от того, как она летает, и наоборот. Рожденная для полета и неразрывно связанная с землей, птица олицетворяет собой мир, в котором два естества, две сущности слились в одно целое. Две составляющие такого мира не просто работают вместе, но создают новую общность. Например, пятьдесят американских штатов не являются обособленными обществами: их индивидуальные качества растворены в едином целом, которое они составляют и которому принадлежат.
Так и брак, отражая степень взаимопроникновения личностей мужа и жены, может реализовываться на каждом из трех этих уровней.
Простейший уровень брака это мир реки. Каждый член супружеской пары готов честно выполнять свои обязанности и обязательства перед другой стороной, но тем не менее супруги живут отдельной жизнью. Партнеры научились избегать разногласий, но, хотя они не ссорятся, эмоциональная их привязанность друг к другу незначительна.
Второй уровень, мир котла, можно наблюдать в семьях, ставящих перед собой цели, которых не может добиться каждый из партнеров в отдельности. Объединяя усилия для достижения этих целей, супруги осознают, что не могли бы выполнить свои обязательства без вклада другого, и между ними начинает формироваться эмоциональная связь, базирующаяся на взаимной зависимости. В отличие от мира первого уровня, этот мир становится взаимопроникающим.
Сама природа супружеской жизни ведет к этому типу мира. Ни один партнер не может быть одновременно кормильцем и управлять домашним хозяйством; ни один не может быть одновременно отцом и матерью: любой человек нуждается в партнере для создания полноценного домашнего уклада. Ведение хозяйства и воспитание детей создают взаимную зависимость — и связь — между мужем и женой. Однако эмоции, связывающие их на этом этапе, относятся к типу, описанному в Мишне Авот: “любовь, зависящая от конкретного предмета”. Для большинства людей брак является утилитарным способом достижения своих целей. Когда цель достигнута, ничто уже не связывает людей.
Хорошо известны разводы по причине “пустого гнезда” среди пар среднего возраста. Они случаются в семьях, которые так и не пошли в своих отношениях дальше стадии типа котла. В период жизни, когда физическое влечение ослабевает, когда дети выросли и покинули дом, особенно когда жене уже не требуется поддержка мужа, супруги лишаются причин оставаться вместе. Их взаимные цели исчезли. Приведенная ранее цитата из Мишны Авот выражает эту мысль так: “Когда исчезает конкретная причина, уходит и любовь”.
Третий и самый высокий уровень мира в семье — это мир полного взаимопроникновения. Такой мир порождается глубоким чувством тождественности, ощущаемым каждым супругом. Взаимоотношения стали настолько жизненно важными и значимыми, что ни один из них не мыслит себя отдельным существом. Между ними возникла эмоциональная связь, которая превосходит ощущение зависимости или осознание получаемой выгоды. Каждый чувствует нужды другого так же чутко, как свои собственные. Каждый так же счастлив дать что-либо другому, как и получить. Нет самостоятельного ощущения “я”, есть только “мы”. Так рождается самоотверженная любовь, которую не объяснить никакими резонами.
Эту стадию брака пророк Малахи описал такими словами: “Ибо она твой товарищ и жена твоего завета”.3
Замечательное, совершенное описание высшего уровня согласия, ибо на иврите брит (завет) происходит от слова брия (создание). Два члена такого завета стали частью нового создания, новой сущности, поэтому их союз обладает предельным совершенством. Это и есть мир птицы, сумма частей которого равняется единице.
Как же достичь этой высшей стадии в семейной жизни? Ответ заключается в том, что мир птицы зависит от мира котла, а мир котла зависит от мира реки. Только если люди научились ладить на элементарном человеческом уровне (мир реки), они смогут жить и работать рядом друг с другом. Лишь в результате успешных совместных усилий, направленных на создание семьи (мир котла), возникает взаимное доверие, и супруги становятся полностью тождественны друг другу, составляя неразрывное целое (мир птицы). Таково значение “загадочной” фразы наших мудрецов, что тот, кто видит в своем доме реку, котел и птицу, достигает полного и абсолютного успеха в браке.
Большинство браков спотыкается на самом первом уровне — мире реки: супругов никогда не учили обходиться друг с другом почтительно и бережно, без раздражения и гнева. Вот почему большая часть данной книги посвящена овладению именно этим уровнем взаимоотношений. В соответствующих разделах рассмотрены вопросы: что такое брак с позиций Торы и каковы обязанности сторон в нем, как супруги должны относиться друг к другу, как научиться понимать потребности женщины, как контролировать свой гнев. Решение этих проблем будет залогом возникновения прочной взаимосвязи, основанной на любви и дружной плодотворной деятельности во имя общих целей. Только таким образом можно подготовить почву для достижения высшего уровня супружеских отношений: “Ибо она твой товарищ и жена твоего завета”.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1

1. Брахот 56б. Некоторые идеи основаны на комментариях Виленского Гаона в Беурей Агра Лаагадот, Брахот, ad lос.
2. Авот5:16.
3. Малихи 2:14.