10 БЕСПОЛЕЗНОСТЬ ГНЕВА
Кроме того, что это запрещено Торой,
существует еще одна важная причина
воздерживаться от гнева: его совершенная
бесполезность. Как говорят Мудрецы: “Разгневанному
человеку не остается ничего, кроме гнева”.'
Он не достигает никакого результата и
остается наедине со своим раздражением.
Человек полагает, что, рассердившись в
ответ на обиду, он решил этим одну или две
задачи:
а) восстановил утраченный авторитет;
б) предотвратил повторные обиды.
Но на самом деле ни одна из этих целей таким
образом не достигается.2 Вначале
рассмотрим ошибочность первой задачи:
почему престиж (или уважение к себе) нельзя
восстановить гневной реакцией.
Как завоевать уважение
Мудрецы говорят: “Величие бежит от того,
кто гонится за ним, величие стремится за тем,
кто бежит от него”.'
Иными словами, уважения к себе нельзя
добиться, действуя прямолинейно. Это
положение требует объяснения.
Мы понимаем, что люди заслуживают большего
уважения, чем животные. Поэтому, чем более “человечен”
человек (то есть, чем менее он похож на
животное), тем большего уважения он
заслуживает. Мы никогда не уважаем человека
за присущие ему животные характеристики (съел
целого барашка, проспал сутки без перерыва).
Зато мы почитаем людей, наделенных
благородством, мудростью или артистизмом,
то есть качествами, присущими лишь человеку.
Именно поэтому всеобщей любовью пользуются
бескорыстные люди. Они настолько посвятили
себя идеалам гуманизма, что следуют им
независимо от общественного мнения, часто
дорогой для себя ценой. Животные же
действуют лишь в ответ на инстинктивные
побуждения. Бескорыстные люди стоят выше
животных инстинктов, и мы относимся к ним,
как к совершенным созданиям. На этом
основано наше уважение к ним.
Тот же смысл, как нам представляется, имеет
высказывание Мудрецов о том, что “тот, кто
изучает Тору в уединении, удостоится
публичного признания”.4 Ибо тот, кто
изучает Тору не с целью прославиться, а в
силу преданности пути поиска правды, будет
признан великим. Это означает, что
бескорыстное посвящение духовному поиску
являет миру человека, преодолевшего внутри
себя животные инстинкты. В результате такой
человек обретет истинную славу. Или, как
говорят Мудрецы, Тора, которой он следует
столь бескорыстно, публично прославит его.
С другой стороны, мы не можем уважительно
относиться к человеку, живущему только ради
себя, ради личного успеха. Мы презираем
людей, движимых, подобно животным, лишь
собственными интересами. Вот что
скрывается за парадоксом Мудрецов о славе,
которая убе- гает от гонящегося за ней
человека. Стремление к славе, как таковое,
унижает человека в наших глазах. Проявляя
корысть, жажду почестей, человек раскрывает
свою грубую животную натуру и,
следовательно, теряет наше уважение.
Соответственно, тот, кто позволяет себе
гневаться, не может надеяться на
восстановление утерянного престижа. В
самой своей основе гнев является
проявлением жажды славы и в таком качестве
обрекает человека на позор.
Может ли гнев остановить ссору?
Будет ли выполнена вторая задача —
предотвращение обиды, — если человек
уступит гневной реакции? Задумавшись над
этим вопросом, мы поймем, что и здесь
гнев бесплоден и бесполезен.
Как вы надеетесь предотвратить обиды при
помощи оскорблений? Естественная реакция
на нападение — контратака. Именно так вы
реагируете на нанесенную вам обиду.
Совершенно очевидно, что и ваш товарищ
отреагирует подобным образом. Естественным
результатом вашей гневной реакции
оказывается взаимное нанесение “ударов” с
нарастающей силой. Даже если первое
оскорбление, вызвавшее раздражение, было
непреднамеренным, все последующие
нападения будут явно продуманы.
Вместо того, чтобы остановить ссору, гнев
будет ее разжигать. Начавшись с одного
вопроса, ссора переключится и на многие
другие.
Как говорят Мудрецы: “Спор подобен
разливающемуся потоку: чем больше он течет,
тем шире он разливается”.5
Даже если в самом начале в ссору были
вовлечены лишь двое, весьма вероятно, что
скоро к ней подключатся ваши друзья и
родственники. Ваши прошлые (настоящие и
мнимые) огрехи будут вытянуты на
поверхность. Вместо того, чтобы остановить
оскорбления, гнев только добавит жара.
Гнев заставит замолчать вашего противника
лишь в том случае, если вы ясно дадите
понять, что вот-вот начнете драку, конечно,
при условии, что вы сильнее. Но даже это не
остановит ссору. Как только вы окажетесь
вне пределов досягаемости, противник
начнет оскорблять вас еще сильнее и, если у
него есть такая возможность, постарается
отомстить. А свой престиж вы уроните еще
ниже, так как теперь о вас будут говорить,
как о крайне невыдержанном человеке.
Прекрасное обобщение, касающееся данного
явления, дал Виленский Гаон: “Попытка
остановить спор спором равнозначна попытке
вымыть лицо грязью — чем больше пытаешься
это сделать, тем больше размазываешь грязь
по лицу”.6
Почему разгневанного человека называют глупцом
Совершенно ясно (и это соответствует
высказыванию Мудрецов), что у разгневанного
человека не остается ничего, кроме
собственного гнева.7 Он не только не
достиг цели, но даже ухудшил свое положение.
Именно этим можно объяснить, почему
мудрейший из всех людей назвал
разгневанного человека глупцом.8
Человек в гневе теряет много энергии, у него
поднимается кровяное давление, он не
способен рассуждать — все это не пустяк, а
разрушительные явления. Так поступает лишь
глупец.
Как гнев влияет на семью
Если все вышеизложенное справедливо при
ссоре с посторонним человеком, то положение
много серьезнее при ссоре с женой!
Мудрецы говорят: “Надменный человек
неприятен даже собственной жене”.9
Женщина хочет стать близкой мужчине, с
которым она связана узами брака. Горделивый
мужчина показывает, что для него
первостепенное значение имеет собственное эго.
Нельзя упрекать жену, если она подозревает,
что не столь важна для мужа. Вполне
естественно, что проявление гордыни — гнев
— приведет к тому, что жена почувствует
отчуждение со стороны мужа.
Лишь немногие другие факторы способны
нарушить тонкую ткань супружеских
взаимоотношений столь же сильно, как гнев.
Как мы уже указывали, чтобы брак стал
счастливым, необходима взаимная забота и
любовь. А гнев порождает лишь одно чувство
— страх. Страх и любовь (кроме отношения к Б-гу)
— чувства взаимоисключающие. Поэтому
невозможно любить грозного и злого мужа.
Правильный ответ на обиду
Как же надо реагировать на обиду, если
гнев является неправильным ответом на нее?
Каким образом восстановить уважение к себе
и предотвратить возможные обиды в будущем?
Путь один — сдерживание гневной реакции.
Способность сдерживать гнев повышает наш
авторитет, так как самоконтроль — одно из
тех высоких качеств, которые, как мы уже
отметили, позволяют добиться уважения.
Более того, обидчик, сознательно наносящий
удар, будет пристыжен и воздержится от
дальнейших нападок, если увидит, что его
жертва сохраняет хладнокровие (сам он этого
сделать не может). И, наконец, ссора
прекратится по простой причине: для ссоры
требуются двое. Когда человек, наносящий
обиду, увидит, что ему не отвечают, он
прекратит оскорбления. Поэтому самый
лучший, проверенный способ прекратить
ссору — сдержать свой гнев.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 10
1. Кидушин 41а.
2. Основано на комментариях Виленского
Гаона к Мишлей 30:32.
3. Эрувин 13б.
4. Моэд Катан 16б.
5. Санхедрин 7а.
6. Виленский Гаон, Комментарии к Мишлей,
там же.
7. Кидушин, там же.
8. Коэлет 7:9.
9. Сота 47б.