2 ПОЧЕМУ РАСПАДАЮТСЯ СЕМЬИ

Разлад в семье, вероятно, наиболее распространенная форма человеческого несчастья. Редко встречаются супруги, которые бы не ссорились периодически, если не постоянно.
Любой спор между мужем и женой чрезвычайно разрушителен; он иссушает жизнь, лишает ее аромата, отнимает у обеих сторон продуктивную энергию.
Ссорами начинается болезненный цикл гнева, обид и мести, который, повторяясь слишком часто, может привести к разводу.
Количество разводов является показателем того, насколько многообразны причины, ведущие к распаду семьи. Среди нееврейского населения США средняя частота разводов составляет почти 50%.' Хотя эта цифра значительно ниже среди евреев, соблюдающих законы Торы, все же и она имеет тенденцию к росту. По достоверным данным, частота разводов в ортодоксальных еврейских семьях США за последние двадцать лет увеличилась в три раза; большая часть разводов пришлась на первые годы семейной жизни. Самое печальное, что резко возросло число детей, страдающих от распада семей, так как в религиозных семьях в течение первых лет совместной жизни рождается больше детей, чем в средней американской семье.
Но развод не кладет конец страданиям от семейных неурядиц. Семья образует естественную человеческую единицу. Брак формирует очень тесный союз между супругами, поэтому развод оставляет раны, которые не так просто вылечить. Жизнь расставшихся супругов еще в течение долгого времени хранит следы развалин, а во втором браке, который строится на зарубцевавшейся после развода ткани, супруги должны приложить больше усилии для достижения успеха.
Еще больше страдают дети. Они чувствуют, что были оставлены родителями — теми самыми людьми, чья обязанность дать им чувство защищенности в жизни. Это ощущение предательства часто мешает им впоследствии доверять другим людям.
С точки зрения Торы синдром развода порождает много сложностей. Тора учит нас, что брак — добро для мужчины.
“Нехорошо (ло тов) мужчине быть одному, Я сделаю ему помощника”.2 Как может нечто, созданное Б-гом для облегчения участи мужчины, отсутствие чего описывается как “нехорошо”, вызывать такие страдания? Творец мира создал идеальную механику атома, чудеса живой клетки и точное экологическое равновесие в природе. Но в отношении мужчины и женщины, кажется, что-то произошло не так. Они идеально взаимодействуют на биологическом уровне, но их эмоциональная совместимость весьма проблематична. То, что институт брака был установлен для удовлетворения эмоциональных нужд человека — чтобы он не был “одинок”, — делает это еще более парадоксальным. Ведь именно в результате эмоциональной несовместимости партнеров браки оказываются неудачными. Что же тогда произошло с Б-жественным замыслом преодолеть ло тов для мужчины?
Коротко говоря, семейные несчастья — следствие того, что человек неправильно понимает цель брака. Если инструментом пользуются, не учитывая инструкций изготовителя, нужно ли удивляться, что он не работает эффективно или что он не работает вовсе? Это как раз то, что происходит в семье.
Каковы же тогда “инструкции изготовителя” для семьи?

Почему была создана семья?

Брак это естественное состояние человека, ибо сказано: “Б-г создал их, мужчину и женщину”.' Основываясь на этом стихе, Мудрецы объясняли, что холостяк не может быть назван человеком в полном смысле слова.4 Так как человек не может нормально функционировать в одиночку, легко понять, почему “плохо человеку быть одному”.
Брак улучшает все стороны жизни. Внимательно рассмотрев, сколько человеческих проблем решает брак, можно ясно увидеть в его установлении Б-жественную руку.
Человек существует на физическом, эмоциональном и духовном уровнях. На каждом из этих уровней брак обеспечивает жизненно важные преимущества.
Самым очевидным является воздействие брака на физический уровень. Семья решает проблему выживания человека. Само по себе произведение на свет нового поколения не гарантирует решения этой проблемы. Для нормального развития человеческому существу по мере роста необходимы разнообразные формы воспитания. В течение первых двух десятилетий человек нуждается в безграничной заботе и внимании, он должен быть окружен любовью и теплом. Ни одно из этих требований не может быть выполнено вне семьи. Единственный путь для воспитания здоровых и психологически устойчивых людей это жизнь в семье, состоящей из отца и матери, которые посвящают детям свою уникальную натуру и навыки. Эмоциональные и социальные проблемы детей из распавшихся семей служат тому свидетельством.
Вторая важная физическая проблема, которую решает брак, это половое влечение. Без семьи эта мощная и всепоглощающая страсть будет подавлять все мысли мужчины. Брак, освобождая мужчину от озабоченности ею, позволяет ему преуспеть в достижении истинных целей жизни.
Но брак жизненно необходим для человека не только с точки зрения физического существования, но и в плане эмоционального общения. По природе человек есть существо социальное, он не может жить в одиночестве.
Без товарищеского общения с другим человеком он сильно страдает и не способен функционировать в полную силу. Брак, обеспечивая человека другом, не только разрывает этот порочный круг, но и создает предпосылки для возникновения самой тесной эмоциональной связи, существующей между людьми, — супружеской любви.
Но хотя человеческая жизнь терпит крах без физического и эмоционального удовлетворения, наиболее важны преимущества, которые дает брак в духовной сфере.
Жизнь еврея невозможна вне брака. Во-первых, еврейское общество основывается на ценностях, которые могут реализоваться только через семью. Только еврейская семья в состоянии передать ценности Торы будущим поколениям. Каждому человеку брак дарует такие же жизненно важные духовные блага, какими он обеспечивает все общество в целом. Человек был создан для служения Всевышнему и для приближения к Б-жественному Присутствию. Стремясь к этому, человек выполняет свое предназначение, чем заслуживает вечную награду в Грядущем Мире. Достижение этой цели составляет суть человеческого успеха в истинном смысле слова.
Однако на пути к успеху стоит серьезное препятствие:
ецер ара — внутренняя сила в человеке, побуждающая его свернуть с прямого пути. Ецер ара вынуждает человека концентрироваться на собственных физических желаниях, жажде власти и престижа, другими словами, заставляет его служить самому себе, а не Творцу. Если человеку не удастся устоять перед этими внутренними побуждениями, он далеко уйдет от истинных целей, во имя которых был создан. Ецер ара, таким образом, это ловушка, подстерегающая его на пути к истинной радости и настоящему успеху, которые Б-г предназначил в дар своим творениям. Следовательно, то, что позволяет человеку избежать капкана, является величайшим благом для него. В этом и состоит одно из предназначений брака.
Брак дает возможность человеку преодолеть склонность к эгоцентризму, помогая ему сместить смысл существования с удовлетворения похоти и своекорыстия на достижение духовной цели самоотречения. Брак не только контролирует половое влечение, но и превращает его из средства достижения удовольствия в возможность доставить удовольствие другому. Вершиной такого одухотворенного влечения становится рождение ребенка. Более того, брак побуждает мужчину вместо постоянной заботы о собственном процветании беспокоиться о нуждах жены и детей. По мере того, как человек проникается интересами других людей, постепенно уменьшается его алчность и жажда власти. В результате его личность покидает колыбельку естественного эгоизма, чтобы заботиться об интересах других людей. А это является ключом к духовному развитию.
Конечно, женитьба не гарантирует немедленного духовного самоусовершенствования. Мы видим, что большинство людей поглощены заботами о себе независимо от того, состоят они в браке или нет. Однако только женитьба дает человеку возможность стать праведным. И если человек использует эту возможность, он вступает на долгий и непростой путь духовного роста. И, напротив, без жены и семьи у мужчины остается только слабая надежда на спасение себя от духовной пустоты.
В этом свете становится понятным, почему для евреев брак является делом первостепенной важности, и, возможно, мы придаем ему большее значение, чем любой другой народ. Истинная еврейская жизнь полна духовных ценностей, которые не могут реализоваться вне брака.
Это обстоятельство различается в комментарии Мудрецов: “Сказал Б-г: ради того, чтобы установить мир между мужем и женой, да сотрется Имя Мое, написанное в святости”.8 Мудрецы имеют в виду заповедь, во исполнение которой соту (женщину, подозреваемую в супружеской измене) поят специальным снадобьем (мей сота), чтобы очистить ее имя и разрешить жить с мужем.6
Сота это женщина, которая уединилась с посторонним мужчиной против желания мужа. По причине двусмысленности обстоятельств ее удаляют от мужа до тех пор, пока она не пройдет особое испытание. Если она действительно изменила мужу, то, выпив мей сота, она умирает. Если же она остается в живых, это значит, что она не согрешила, и ей опять разрешают жить с мужем, причем Тора обещает ей полную чашу благословений.
Приготовление мей сота включает стирание Имени Б-га, что является осквернением Его чести и при других обстоятельствах расценивается как серьезнейший грех. И вот такое действие разрешают, чтобы воссоединить жену с мужем. Таким образом, сохранение супружеского мира перевешивает обязательство относиться к Имени Всевышнего с почтением!
Итак, семья мужчины, чья жена совершила предосудительный поступок, обретает весьма сомнительный мир: ведь женщина действительно уединилась с посторонним, невзирая на протесты мужа. Но установление даже такого мира важнее обязательства относиться с почтением к Имени Б-га. Только осознав, что человек практически неспособен достичь духовных целей вне брака, мы сможем понять значение этой заповеди.
Ведь Б-г открыл Свое Имя людям для того, чтобы человек познал Его. Зачем же оберегать письменное выражение Б-жественного Имени, если муж и жена теряют надежду когда-либо приблизиться к Сущности, в этом Имени заключенной. Как раз это происходит с супругами, вынужденными жить порознь после развала семьи. Поодиночке они не способны бороться с дурными наклонностями внутри себя и могут впасть в отчаяние при мысли, что никогда не преодолеют свой естественный эгоизм и не смогут приблизиться к Б-гу.
Брак дает людям такую надежду. Следовательно, сохранение потенциальной возможности познать Творца является более важным, чем сохранение написанного Б-жественного Имени, поэтому Создатель позволяет стереть Свое Святое имя, чтобы сохранить семью. Женщина, которая своим поведением возбуждает подозрения мужа, вряд ли является идеальной женой, однако, и ей замужество дает больше надежды на духовное совершенствование, нежели одиночество безбрачия.
...Однажды Хазон Иш7 рассказывал ученикам о том, что он считает важным проявлять и во внешнем облике принадлежность к еврейскому народу. Особо он отметил наличие бороды. “Борода, — сказал он, — это очень по-еврейски”.
Один из учеников спросил: “Ваше мнение относится также и к бахурим (неженатым молодым людям)?”
“Нет, — ответил Хазон Иш. — Быть неженатым это само по себе очень не по-еврейски”

Что угрожает счастью в браке?

Какой из трех жизненных уровней играет самую важную роль в создании семейного счастья — физический, эмоциональный или духовный? Так как счастье — состояние эмоциональное, можно предположить, что эмоциональный уровень является ключевым.
Дело в том, что здоровая эмоциональная связь в браке зависит от правильной духовной ориентации, т. е. научились ли партнеры преодолевать свой эгоизм. Это важно потому, что счастье в браке зависит от одного основополагающего момента: ощущения каждого, что другой предан ему (ей) целиком. Такие отношения не могут возникнуть между двумя эгоистичными людьми. Им не дано испытать семейное счастье. Духовная сторона брака, предполагающая заботу о другом человеческом существе, определяет его эмоциональное содержание. Только изучая семейный “урок” все возрастающего самоотречения, супруги могут достичь счастья как эмоционального состояния.
Конечно же, физические отношения также играют существенную роль в создании семейного счастья, они благоприятствуют установлению близости между мужем и женой, способствуя в итоге возникновению эмоциональной связи между ними. Мудрецы ясно указали, что половое влечение было сотворено для того, чтобы снабдить супругов средствами создания неослабевающей любви.'
Однако супружеские отношения могут создавать лишь временное чувство близости. Их способность генерировать постоянное ощущение привязанности зависит от Духовной ориентации супругов (например, от степени их эгоистичности). Подобно подписи на документе, которая имеет ценность, пропорциональную важности документа, супружеские отношения оказывают влияние на семейные узы лишь пропорционально подкрепляющим их чувствам.
Когда же физическая сторона брака не отражает чувства, крах семьи становится неизбежным. Удовлетворение похоти это не что иное как эгоизм; следовательно, использование половых отношений исключительно для удовольствия подрывает само основание семейного счастья. Такая “любовь” в результате переродится в ненависть и разрушит семью.
Таким образом, как на физическом, так и на эмоциональном уровнях, все зависит от использования духовных возможностей брака по преодолению эгоизма.
Ясно, что “инструкции изготовителя” требуют, чтобы человек постоянно был готов к самоотдаче — истинной, первоначальной цели брака. Она-то и является ключом к семейному счастью.

Критерии к выбору супруги

   Человек был создан для служения Творцу, чтобы, изучая Его слова, занимаясь добрыми делами, сделать мир местом, где все человечество может приблизиться к Б-гу. Поэтому при выборе супруги прежде всего следует ответить на самый важный вопрос: разделяет ли эта женщина мои духовные цели; сможет ли она трудиться вместе со мной для их достижения? Женщин, которые не отвечают этим требованиям, не стоит даже рассматривать как потенциальных спутниц жизни.
Еврейское супружество также нацелено на создание еврейской семьи и обеспечение передачи еврейских духовных ценностей следующему поколению. Поэтому необходимо серьезно подумать, какой матерью сможет стать предполагаемая жена; какие моральные ценности передаст она своим детям; какие черты характера она проявит и подражание каким из них будет поощрять в детях?
Итак, общность духовных целей имеет приоритет, но не следует выбирать себе жену исключительно на этой основе. Человек это земное существо с земными потреб ностями, для удовлетворения которых и оыл создан институт брака. Без этого, как уже говорилось, человек не может полноценно функционировать.
Эмоциональная сторона брака помогает мужчине бороться с одиночеством, но он может быть еще более одинок, нежели до брака, если живет рядом с неприятным человеком. Поэтому следует быть особенно внимательным при оценке личности потенциальной супруги: приятно проводить с ней время? Эгоистична ли она? Достаточно ли тактична? Какой у нее темперамент? Что ей больше нравится — насмехаться над людьми или помогать им?10 Ответы на эти вопросы очень важны.
Насколько существенна внешняя привлекательность? Из всего сказанного ясно, что это один из наименее важных факторов. Для удачного брака совсем необязательно, чтобы жена была красавицей. Конечно же, не следует жениться на неприятной вам женщине (этого просто нельзя делать)", но физическая привлекательность не должна быть решающим фактором при вступлении в брак. Если женщина близка вам по духу и по характеру, брак может принести истинную радость, а гармоничные интимные отношения разовьются впоследствии. Физическое влечение, не подкрепленное глубоким чувством, исчезнет через несколько недель, а, может быть, и дней. Способность к установлению эмоциональной связи приобретает в браке особую важность, поэтому решающими факторами при выборе будущей супруги Должны стать духовные цели и личность вашей избранницы, а не ее внешние данные.

Почему же в самом деле мужчины женятся?

Какие же качества в реальности большинство мужчин ищет в супруге, невзирая на “инструкции изготовителя” в отношении брака? Наиболее часто это: 1- Физическая привлекательность. Не имеет значения, насколько она соответствует идеалу хозяйки образцового еврейского дома; не важны безукоризненность ее характера и женские добродетели, — у женщины есть шанс быть отвергнутой, если хотя бы одна из черт ее профиля имеет изъян.
2. Впечатление, которое она производит. Не важно, насколько она хороша для меня, главное — что о ней подумают другие; не проигрывает ли она на фоне жен моих друзей.
3. Материальные преимущества. Какую выгоду я получу от женитьбы? Что даст мне брак в финансовом отношении?
Короче говоря, брак понимают как средство удовлетворения страсти и усиления эго. На языке Мишны'2 такие мужчины используют брак для удовлетворения зависти, похоти и жажды славы — трех качеств, посредством которых ецер ара проявляет себя в жизни мужчины. Мудрецы рассматривают эти качества как наивернейший путь к беде: “Зависть, сладострастие и честолюбие лишают человека жизни в мире”.'3

Почему браки бывают неудачными?

Теперь должно быть понятно, почему так много браков складываются неудачно. Замысел Б-га великолепен. Брак, который Он установил, может решить самые серьезные жизненные проблемы людей, способен обеспечить возникновение самых глубоких эмоциональных связей и, наконец, дать человеку возможность вознестись на вершину духовного удовлетворения. Но Б-жественный замысел не осуществится до тех пор, пока не будет выполнено главное условие: человек должен использовать брак для сдерживания своего эгоизма, а не усиления его. Когда люди извращают смысл женитьбы, неизбежным результатом становится страдание и потеря интереса к жизни, которые сопутствуют несчастьям в браке.
Психологи нередко пытаются помочь разрушающимся семьям, советуя супругам уделять больше внимания физическим наслаждениям и удовлетворению эго. Ничто не может быть хуже для брака. Такой подход приведет только к усилению их ецер ара, в то время как на самом деле супругов необходимо научить преодолевать эгоизм. Попытки спасения семьи таким путем обречены на провал: они могут способствовать лишь созданию тоdиs vivendi, где каждый супруг, потворствуя своему эгоизму, не мешает другому делать то же самое.
Единственный путь избежать семейного разлада это построить семью в соответствии с исходным замыслом, используя брак для проявления заботы о благоденствии другого человеческого существа. Только один совет может быть полезен в этом случае: учиться бескорыстной заботе об удовольствии другого и удовлетворении потребностей другого, даже за счет собственных. Тогда брак станет тем, во имя чего он был установлен Б-гом: средством совершенствования человека и достижения им счастья.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2

1. Статистические данные по США, 1984.
2. Берейшит 2:18.
3. Там же, 1:27.
4. Иевамот 63а.
5. Сука 53б.
6. Бемидбар, Глава 5.
7. Ведущий толкователь Торы своего времени; умер в 5714(1954) году.
8. На основании интервью.
9. Шабат 152б; Р. Моше Кордоверо, Томер Девора, Глава 6.
10. Иевамот 63а.
11. Кидушин 51а.
12. Авот 4:21.
13. Там же.