Любовь как смысл космической эволюции и жизни личности

В. Лещинский

Мир, который мы воспринимаем пятью органами чувств, возник, по данным науки, около двадцати миллиардов лет назад. Момент так называемого Большого взрыва - начало существования вещества, пространства и времени. С тех пор материя эволюционирует в направлении от простого к сложному, от хаоса к организованности. Процессы самоорганизации происходят на всех уровнях материи, от неживой природы до человеческого общества, их изучает специальная наука - синергетика. Каждый следующий уровень организации имеет большую свободу и возможности. Неживая природа организовалась в Солнечную планетную систему. На Земле появились условия для жизни. Живая природа, все усложняя свои формы, организовалась в человека. Научная мысль стала такой же природообразующей силой, какой была и остается жизнь вообще. Человечество создает ноосферу, которая так же органично вписывается в мир, как когда-то биосфера. Нынешний этап развития характерен тем, что наиболее организованная на сегодня материя - человек - познает законы собственной эволюции.

По мере реализации человеком своих познавательных способностей в соответствующих областях культуры, все более очевидными становились единство, гармоничность и целесообразность, лежащие в основе мира явлений. Догадки же о том, что за материальным миром стоит нечто более коренное, значительное, подлинное, являющееся целью, смыслом, законом, что через многообразие явлений обнаруживается единая, существовавшая до явлений, суть как являющееся, коего материальный мир и есть проявление, были у человека изначально. Это таинственное являющееся познается умом как истина, ощущается душой как красота, желается духом как благо, воспринимается как единый исток всего существующего, дающий ему внутреннюю суть, как дух законов, управляющих миром. Наиболее адекватным сегодня остается определение религии: Единый Всесильный и Всеблагой. Наука же, искусство и философия своими специфическими методами приближаются к Нему, изучая и постигая Его проявления. Пограничные моменты эволюции - возникновение вещества, жизни и разума – осуществление Воли, ступени реализации Замысла.

Все эти вопросы глубоко, полно, тонко и поэтично разработаны в Кабале, Талмуде и других комментариях к Писанию, священному и для христиан (по мере знакомства с этими комментариями растет недоумение: как, обходясь без них, можно было считать, будто что-то в Писании понимаешь?). Религиозная христианская мысль, как ни странно, поразительным образом не замечавшая выдающихся достижений иудаизма, на вершине своего развития сформулировала в лице Вл. Соловьева примерно то же, хотя и на 2-3 тысячи лет позже. Сущее Всеединое - положительное ничто (или ничто и все). "Ничто", поскольку не является ничем в отдельности. "Положительное" и "все" - поскольку ничего не имеет вне себя, а заключает, объединяет в себе все потенциалы, всему дает существование. Сущее, как самозамкнутое и самодостаточное, не имеет проявлений, существования в мире явлений. Чтобы осуществиться, оно полагает из себя Сущность, как свое другое, противоположное себе. Сущее и Сущность - два полюса абсолютного, они одноприродны и не существуют друг без друга. Содержанием, сутью, первоприродой всех явлений мира и есть Сущность, т.е. проявление Сущего как являющегося. Отношения между Сущим и Сущностью, состоящие в утверждении другого, противоположного себе, ради самоосуществления, - и есть бытие в своей полноте, основной закон бытия для всего, что есть. Сущее и Сущность утверждают друг друга, и тем самым вечно осуществляют Абсолютное в мире идей.

Наш мир явлений – это осуществляющееся в материи и времени Абсолютное, где сила взаимоутверждения Сущего и Сущности движет неживое вещество как энергия, живое - как воля к жизни. Взаимоотношение полюсов Абсолютного как самоутверждение, самоосуществление в полноте бытия через утверждение другого, т.е. через самоотречение, ощущается человеком как любовь. Вся природа через человека понимает основной закон своего бытия как любовь. Этот закон генетически заложен в основу эволюции, или, что то же, эволюция природы запрограммирована этим законом (косвенно это подтверждается антропным принципом физики).

На данном отрезке истории человечества, рассматриваемой как этап эволюции мироздания, преобладают законы, по которым развивалась природа и до человека: законы борьбы, вытеснения, выживания за счет других, уничтожения индивида в жертву виду. И если животные (и люди, не вышедшие из животного состояния) относятся к существующему положению вещей как к должному, то человек, по мере взросления, подвергает события нравственной оценке, видит кругом нарушение закона любви, и воспринимает это как зло. На самом же деле зла, как самостоятельной силы или субстанции, не существует. За зло принимается отсутствие добра. Восприятие естественных, для дочеловеческого этапа развития природы, законов как злых, говорит лишь о присутствии в человеке некоего идеального представления, мистически ощущаемого как потребность добра, что подтверждает предназначение человека в общеприродном процессе эволюции. Н. Федоров называл эту задачу человечества "общим делом", - подчинением материи лежащим в основе всего законам идеального мира, средоточие которых есть любовь.

Существование человека оправдано с исторической точки зрения, если он в меру своих сил преобразует хаос в организованность ("...в музыку преобразили шум"). Но человек жаждет смысла не только как частичка человечества, но и как неповторимая индивидуальность в промежутке между собственными рождением и смертью. Ощущая в себе потенциал для осуществления законов гармонии, человек вынужден следовать законам физического выживания. Как особь вида живой природы - человечества, он подчинен законам борьбы и смерти ради совершенствования и выживания вида. Как существо духовное, человеческая личность подчинена законам мира идеального - законам гармонии. Чем глубже человек постигает смысл любви, как осуществляемых в нашей действительности вечных законов идеального мира, чем полнее воплощает ее в своей жизни, чем более осознает себя духовным существом и менее животным, чем более научается получать радость не от приобретения, а от дарения, тем он ближе к смыслу эволюции как единого для всей природы процесса приближения к Творцу, тем ближе он к бессмертию и освобождению от животного страха смерти. Сплав материи и духа огнем смерти разделяется на составляющие. Каждая из них получает достойное ее бессмертие. Насколько личность исполнила закон осуществления абсолютного - любовь, насколько сумела обратить душевные и духовные силы вовне, а не на себя, настолько и осталась она в вечности.

Добровольное и осознанное подчинение вечным законам бытия дает свободу, ощущаемую как спадение оков зависимости от чуждых духу законов низшей природы, как соединение с общим потоком жизни на пути к единой цели. На деле, в несозревшей еще обстановке, это означает подвиг самоотречения, великий труд преодоления власти всей предшествовавшей природы над слабым еще, соответственно историческому возрасту, человеческим духом. Слово "самоотречение" не должно пугать, ибо отрекается человек от тоже своей, но низшей, составляющей в пользу своей же высшей - духовной части, то есть, самоотречение - путь к истинному, высшему самоутверждению. В жизни человека есть место, подсказываемое самой природой, как ключевое. В этой кульминационной точке встречаются две главные функции человека как существа и материального, и духовного. И блаженство, как свидетельство соответствия своему предназначению, человек получает двойное, или полное, максимально возможное в этом мире. В половой любви смысл космического процесса - одухотворение материи - воплощается в конкретной жизни почти каждого человека, цель эволюции начинает осуществляться сейчас, в привычной будничной обстановке. В направлении всех своих душевных и духовных сил не на себя, а на утверждение другого как противоположного и, в то же время, одноприродного тебе второго полюса единого целого, и есть осуществление полноты бытия через самоотрицание одного из полюсов в пользу другого и тем самым самоутверждение себя, как абсолютного, не ограниченного другим, а имеющего другого (как и себя) в абсолютном. В нашей несовершенной жизни каждый нуждается в сострадании и любви. Но всегда есть рядом кто-то, кто нуждается больше, чем ты сам. Осуществи в своей жизни главный закон мироздания, полюби другого больше, чем себя, - и жизнь твоя получит смысл, совпадающий со всеобщим, что, впрочем, иначе и не может быть. А счастье – прямое следствие, результат совпадения содержания жизни с ее предназначением. В подвиге любви - и смысл космического процесса, и личное спасение.

То, что человечество в принципе готово к практическому исполнению своего предназначения, доказано многими гениями любви, действовавшими в нашем, далеко еще не гармоничном, мире по законам мира идеального. Из многих и многих, современному человеку наиболее известны М. Ганди, Мать Тереза, А. Швейцер, Я. Корчак. Конкретный человек свободен подключиться к труду человечества, который все равно будет исполнен, с ним или без него, либо остаться частью бездуховной, и потому смертной, природы. Если же он хочет приобщиться к смыслу и бессмертию, воплотив в своей жизни олицетворение духовности - любовь, то начинать можно и нужно сейчас и с себя. Для этого вовсе не обязательно быть гигантом духа или ожидать чудесных времен. Семья, близкие – идеальное поле действия, а самоотдача в любви – единственный путь к собственному счастью. Как говорил Шри Ауробиндо, самое большое чудо заключается в том, что Божественное – тоже естественно.

Творец создал мир ради человека, а человека – ради того, чтобы дать ему счастье. Достижение этого невозможно без участия человека, наделенного свободой выбора по подобию Творцу, и состоит, по определению философии, во «внесении положительного вклада в космическую эволюцию», а в терминах религии – в служении Всевышнему, ибо только Он знает, в чем состоит счастье Его творений и на каких путях оно может быть получено. Тому, как именно это осуществить, и посвящены Письменная и Устная Тора, т.е. вся трехтысячелетняя мудрость иудаизма. Как сказал еврейский мудрец Гиллель, «иди и учи».