О «дополнительной душе»

Многие начинающие бней Ноах на каком-то этапе смущаются вопросом: в чём же состоит принципиальное различие между мною и евреем? Идеалы отношений личности с Всевышним и другими людьми – одинаковые, а ценность поступков – разная. Еврей – «избранный», у него – «дополнительная душа», он «исправляет мир», а я, делая те же добрые дела и так же упорно вчитывающийся в Тору, могу всего лишь надеяться на оценку: молодец, ты «не разрушаешь мир». Если еврейские заповеди так правильны и полезны, почему мне можно выполнять лишь некоторые из них, и награда моя за это будет заведомо ниже?

Это общее недоумение можно разбить на четыре взаимосвязанных темы.

1. Чем отличаются сами понятия личности и народа?
2. В чём состоит избранность еврейского народа?
3. Что стоит за выражением «дополнительная еврейская душа»?
4. Можно ли без перехода в еврейство избавиться от комплекса «второсортности»?

1. Укрупнённо мир описывается в категориях взаимоотношений Творец – творение. Человек является наиболее совершенным из всего творения, наделён свободой выбора и ответственностью, и представляет всё творение в этих взаимоотношениях. Творец – Един, и Его творение в своей идеальной сути – едино. В образах Адама и Ноаха заключено понятие «человечество». В зародышевом состоянии в них находилось всё многообразие всех будущих особей вида «человек». Сюжеты первых глав Пятикнижия можно рассматривать как архетип отношений человечества со Всевышним.

После истории с Вавилонской башней творение ещё больше отдалилось от Творца и, соответственно, от идеала единства. Структура мира усложнилась, и человечество представляют уже не личности, объединённые в семьи, а народы. И эволюция человеческого вида во времени представлена судьбами народов. В сценарии пьесы о жизни человечества каждому народу Творцом отведена своя роль. Но и общенародные свершения осуществляются усилиями конкретных личностей.

Индивидуум представляет из себя, с одной стороны, частичку какого-то народа и человечества в целом, с другой – он самоценен вне соотношения с чем-либо, и исчерпывает собой значение понятия «человек». Отсюда утверждение Талмуда, что спасающий/уничтожающий отдельного человека спасает/уничтожает целый мир.

Таким образом, каждый человек участвует в фундаментальных отношениях Творец – творение на трёх уровнях: личном, общенародном и общечеловеческом. Все уровни взаимосвязаны, но каждый имеет свою специфику, функцию и ценность в общем единстве человеческой жизни, судьбы и ответственности. Осознание причастности к каждому из уровней придаёт существованию человека дополнительный смысл и пафос.

2. Упомянутая выше пьеса человеческой истории имеет сквозную тему – возвращение к утраченному уровню единства. Вернее, возвращение – это тема первого акта, содержание последующих – дальнейшее продвижение творения к Творцу, но нам бы в первом акте сыграть достойно.

Кстати, а как же осуществляется «постановка»? Для реализации Замысла Сценарист и Режиссёр «выпускает на сцену» нас – «актёров». Каждый наделён для успешного выполнения задачи соответствующим потенциалом и свободой выбора этот потенциал реализовать. Если мы справляемся с очередным «эпизодом», действие пьесы развивается в нужном направлении, а успешные исполнители получают заслуженную награду. Но иногда мы не понимаем Замысел, или не согласны с ним, и используем возможность выбора вопреки воле Режиссёра. Когда «актёры» неудачно импровизируют, «несут отсебятину», их удаляют со сцены как не справившихся, и заменяют другими, благо возможности Постановщика неограниченны.

Как во всяком спектакле, есть центральные и периферийные персонажи. Возможность «исполнить главную роль» была и у Адама, и у Ноаха с сыновьями, и у любого из семидесяти народов. Но все они не сумели подняться на необходимый уровень. Если же таков был Замысел, то это не противоречит реальности свободы выбора, хотя и воспринимается нашим ограниченным разумом как парадокс. И пришлось Творцу сверхъестественным образом создавать специального исполнителя (Авраам, Ицхак, Яаков-Израиль, Исход), вручать ему Сценарий-Тору и специально закреплять за ним обязанность «премьера» (Синай), наделять специальным качеством – неуничтожимостью до финала спектакля (факт истории).

Содержание исполнения – быть носителем Торы, что означает выделять лучших представителей всех поколений для углублённого изучения Писания и передачи и развития Устной Традиции, а с некоторых пор – и создание государства для воплощения теории в практику. Еврейский народ должен осуществить единство Торы Израиля, народа Израиля и Земли Израиля. Все остальные народы «по ходу пьесы» помогают или мешают Израилю выполнить эту главную роль. В финале народы окажутся перед несомненностью триумфа Замысла и признают всемогущество и всеблагость Автора.

Избранность заключается в том, что при ненадлежащнй «игре» еврейский народ не удаляется со сцены истории, как все другие исполнители. Увольнение заменяется вразумлениями, заставляющими вернуться к выполнению указаний Режиссёра. «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши» (Амос, 3:2). С другой стороны, не ставит Творец перед своими творениями задач, не снабдив их соответствующим потенциалом.

3. Нет идеологии столь же далёкой от расизма, как иудаизм. Талмуд: «Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего" и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: "Ради меня создан мир"» (Сангедрин, 37а). И нет народа, столь же открытого для всех желающих с ним слиться, как еврейский. Неотъемлемый элемент иудаизма – институт гиюра – позволяет любому, искренне решившемуся взвалить на себя выполнение еврейских заповедей, тут же получить то, что некоторые авторы называют дополнительной еврейской душой.

В духовных реалиях «дополнительная еврейская душа» – не добавление «этажа» к иерархической вертикали одинаковой у всех людей души нефеш-руах-нешама-хайя-ехида, а горизонтальное расширение, усиление где-то в районе нешама. Термин «дополнительная еврейская душа» есть некий поэтический образ, обозначающий потенциал для выполнения специфической еврейской задачи – постичь и воплотить в земной реальности Замысел Творца, данный в Торе.

В личной судьбе каждый человек одинаково ценен для Творца и наделён возможностями выполнить Его волю. Каждый призван к совершенствованию и получению вознаграждения за усилия на этом пути. Но праведный нееврей совершенствует себя и ближайшее окружение. А еврей, делая то же самое, одновременно выполняет частичку космической задачи, стоящей перед всем еврейским народом во всех поколениях.

4. ТаНаХ предназначен для всего человечества. Но его невозможно адекватно прочесть, постичь без Устной Торы, принадлежащей только евреям. Многие из них «сидят в ешивах» практически всю жизнь, изучая под руководством лучших знатоков предыдущего поколения громадный объём сложнейших древних текстов на языке оригинала. Таким образом внутри еврейского народа Тора во всей её глубине поддерживается в живом, понятном современному поколению состоянии.

С недавних пор обладатели идей Торы стали распространять их на многих языках. И неважно, что делалось это для привлечения к Традиции евреев диаспоры. Появилось ранее не бывшее: благодаря Интернету народы имеют возможность приобщиться к многовековой мудрости Торы. Практически еврейский народ, обживаясь на своей Земле, приступил к выполнению основной своей миссии – распространять свет Всевышнего всем народам.

Для восприятия этого света народы должны иметь соответствующий орган. На наших глазах создаётся общность людей, которая должна выполнить функции такого органа – движение бней Ноах. Так же, как еврейский народ – «царство священников» (Шмот, 19:6) – призван быть посредником между Богом и человечеством, бней Ноах будут посредниками между евреями и народами.

Появляется новый персонаж истории, являющийся, подобно еврейскому народу, незаменимым звеном реализации воли Всевышнего. Таким образом нееврей, имевший раньше только одну возможность приближения ко Всевышнему – личное совершенствование, теперь может стать, подобно еврею, частью надличностной, более высоко организованной сущности. То есть, и без прохождения гиюра можно приобщиться к мистерии воплощения воли Всевышнего в человеческой истории.