Проблемы самоидентификации Бней Ноах

http://ru.noahideworldcenter.org/index.php?option=com_ccboard&view=postlist&forum=2&topic=49&Itemid=15%20

Русскоязычные БН присутствуют в Интернете уже несколько лет, формируется некая общность, и их дискуссии выявили ряд проблем, естественных для периода становления. Попробую обозначить некоторые принципы анализа явления.

1. Название. Потомками Ноаха формально являются все люди. После Синая выделились потомки Израиля, а все остальные остались в прежнем статусе. Но не только далеко не всем известно о существовании такого понятия; для подавляющего большинства неевреев сама тема не представляет никакого интереса. Думаю, что под БН логично понимать только тех неевреев, которые сознательно и ответственно принимают Тору в качестве Б-жественной истины, полученной и сохранённой еврейским народом. И, соответственно, принимают исполнение 7 законов как единственно для них возможную форму жизни по Торе. (Термин «ноахит(д)» считаю искусственным, но это – так, к слову: время выявит, какое название приживётся.)

2. Идеологически человечество делится на две неравные части: мир Торы и все остальные. К сожалению, граница проходит по живому телу еврейского народа, но, к счастью, она не непреодолима. Для нашей темы важен факт: по обе стороны границы есть как евреи, так и неевреи. Об их взаимоотношениях внутри мира Торы – ниже.

3. Само явление. БН – это факт личной биографии, т.е. ряды БН пополняют не рождённые в соответствующих семьях дети, и не перешедшие под новые знамёна какие-то ранее сформировавшиеся группы, а зрелые самостоятельные личности. Но БН – это именно движение. Причём о его легитимности и религиозной осмысленности рассуждать поздно: явление живёт и будет только шириться. Даже если все сегодняшние БН изменят свой статус, приняв гиюр или, не дай Б-г, отойдут от Торы, увлёкшись другими идеями, на смену им приходят неофиты, у которых для окончательного самоопределения просто нет другой ниши.

4. Всё, что БН могут знать о Торе, они узнают от евреев. Не все с этим согласны, конечно, но для мира Торы, частью которого БН себя считают, этот факт непреложен. Так уж сложилось, что в последние десятилетия аутентичная Тора в виде книг, статей и лекций появляется в свободном доступе на многих языках. И, соответственно, контакт неевреев с этими материалами идёт стихийно, никем и ничем не регламентируется. В идеале группа уполномоченных всем религиозным еврейством раввинов могла бы взять на себя руководство процессом распространения света Торы. Тогда у БН не осталось бы вопросов: хочешь считать себя частью мира Торы – будь добр войти в него через единственные, открываемые хозяевами-евреями, ворота.

5. Но на деле раввины, занимающиеся БН (слава Б-гу, таких становится всё больше), демонстрируют разные подходы, укладывающиеся в два основных направления.

Первое – традиционное: ты (БН) пришёл за Торой к евреям, я (раввин) учился в ешиве, получил смиху, и готов с тобой поделиться. Делай так и не делай эдак. Учи это, а о том даже не спрашивай. Получай с чайной ложечки правила поведения, а попытка разобраться с идеями – покушение на чужую собственность, т.е. нарушение запрета воровства (вариант – прелюбодеяние). То, что привлекло тебя к Торе, вообще к тебе отношения не имеет. Пройдёшь гиюр – поговорим серьёзно.

Второе можно назвать постатеистическим. С БН говорят как со взрослыми, выбравшими правильный ориентир для духовного роста и ставшими легитимными обитателями мира Торы. Подобно отношению кадровых военных к неопытным, но искренним добровольцам, пытающимся приблизить победу идей, дающих смысл их жизни.

Можно видеть в Торе национальную религию иудаизм, и тогда первый вариант отношений представляется единственно возможным. Но можно воспринимать Тору как универсальное учение Творца всего существующего, Который любит всё Своё творение и Свет Истины предназначает всем. Тогда возможен диалог на основе второго варианта отношений. Тора – живая. На каком этапе своего развития находится мир, являются ли БН действительными участниками распространения света Торы, должно показать ближайшее время.