В. Лещинский. Ханука 5773 / декабрь 2012
Бней Ноах объективно представляют нееврейский мир, когда ищут формы и принципы взаимодействия с миром Торы – религиозным еврейством. До сих пор мир Торы извне получал только непонимание и враждебность. Если евреи увидят в бней Ноах искренность и достаточный для взаимопонимания интеллектуальный и нравственный уровень, то будет надежда на продуктивное сотрудничество. И тогда бней Ноах сумеют подключиться к выполнению еврейским народом его предназначения: нести Б-жественный свет всему человечеству.
А пока не мешало бы участникам процесса согласовать представления о базовых понятиях. Только после этого можно будет говорить о становлении движения бней Ноах, его задачах и стратегии. Прошу подумать над формулировками, сложившимися в нашей общине за годы дискуссий.
Письменная и Устная составляющие Торы в отрыве друг от друга вообще не рассматриваются. Говоря «Тора», мы подразумеваем Писания (ТаНаХ) и Устную Тору, включающую в себя как зафиксированную, так и передающуюся устно мудрость поколений еврейских учителей, принятую Традицией.
Что значит – принятую Традицией? Например, идеи караимов или Шабтая Цви сегодня не являются частью Традиции, а однозначно определяются как ересь. Несмотря на то, что зарождались они в среде религиозного еврейства (другого тогда не было) и увлекли за собой чуть ли не большинство современных им евреев. Тора – живая, и слабо связанные с Источником жизни явления отмирают, уходят из Традиции.
Кто и как определяет содержание и рамки Традиции? – Живые её носители, ортодоксальные раввины. В каждом поколении есть общепринятые всем еврейским миром основы Учения-Торы, и есть идеи, по которым ещё не найден консенсус. С другой стороны, и сами такие идеи, и полемика по ним, находятся в рамках ортодоксального иудаизма, Традиции. Сегодня, например, в рамках Традиции находится всё, не противоречащее 13-ти принципам Рамбама и Шулхан Аруху. Спектр идей широчайший. Какие из них останутся органичной неотъемлемой частью Традиции, будет ясно не раньше, чем возродится Сангедрин. И произойдёт это, скорее всего, только с приходом Машиаха. Надеюсь, все, читающие это, доживут, но пока приходится разбираться с тем, что есть.
Сегодня это означает, что для бней Ноах, внешних по отношению к Торе, любое высказывание ортодоксального раввина является Торой. Во всяком случае, аутентичной частью того, что представляет из себя Тора на данный момент. Рамки, границы Торы, отделяющие приближающие к истине идеи от уводящих от неё, достаточно чёткие, с их признанием проблем нет. А вот содержание того, что находится внутри рамок, вовсе не так однозначно. И поскольку не согласующиеся между собой идеи в здоровой голове не уживаются, приходится бней Ноах привлекать дополнительные критерии для определения собственного отношения к идеям, встречаемым им внутри мира Торы. Тут есть три варианта.
1. Еврейский: сделай себе учителя. Все проблемы с отбором непротиворечивых идей перепоручаются учителю. Кто выбрал и сумел осуществить этот вариант, не станет читать дальше, поэтому подробно его не рассматриваем.
2. Нееврейский: человек сам пытается снять противоречия между идеями Торы. Или самостоятельно разделяет идеи, находящиеся в рамках современной ему Торы, на «правильные», по его мнению, и «неправильные». Таким образом нарушается граница между еврейской мудростью, являющейся продолжением и развитием, в меняющихся условиях, мудрости Б-жественной, и нееврейской, целиком относящейся к миру материальному. Для бней Ноах это недопустимо, следовательно и этот вариант в дальнейшем не рассматривается.
3. Не находя ответов у доступных ему раввинов, бен Ноах, опять же сам, пытается определить для себя круг непротиворечивых идей Торы, которыми может заниматься. И учится жить дальше, с не имеющими ответов вопросами. Потом, если повезёт, осуществляется вариант 1, а третий оказывается промежуточным этапом. Но этот этап настолько сложен и принципиален, что может растянуться на всю жизнь. Во всяком случае, именно о нём все споры.
Формально, все неевреи попадают в эту категорию. В продолжение почти всей истории подавляющее большинство людей по уровню цивилизованности находились ниже требований Семи Законов Ноаха. Скромные духовные запросы удовлетворялись господствующей идеологией, а основная жизнь – все усилия, страсти и достижения – ограничивалась материальной сферой. Соответственно, Тора обращалась к ним только одним аспектом своего универсального содержания – социальным. Признал Всевышнего, не убиваешь и т.д., – уже праведник; ни от тебя, ни тебе больше ничего не требуется. Единицы, поднимающиеся над общим уровнем, проходили гиюр. Такой вариант взаимодействия Торы с нееврейским миром был единственно возможным до недавнего времени.
Но в последние где-то сотню лет исчезла монополия на идеологию и информацию, любой намёк на догматизм воспринимается как «звонок из прошлого», и появился новый тип личности, формирующей мировоззрение без какого-либо внешнего давления, свободно. А в последние несколько десятков лет, благодаря Интернету, у неевреев появилась возможность знакомиться с Торой из первых рук – читать и слушать ортодоксальных раввинов.
Одновременно, из существовавших разрозненно явлений внерелигиозной культуры, сформировался внятный целостный комплекс, представляющий новое явление – секулярную духовность. Эмансипированное человечество какое-то время, начало которого недаром названо Возрождением, успешно развивалось в рамках светской культуры. И только в самое последнее время наметилось возвращение к религии. Но уже с новых, постатеистических позиций. При этом не требуется отказ от прежних достижений, новые открытия в религиозной сфере дополняют и углубляют ранее полученные знания. Не разрушают, а совершенствуют сложившуюся до обращения к религии, картину мира.
Очень важно понять, что обращение к религиозным вопросам будет продуктивным только с позиций успешного усвоения достижений современной культуры, когда человек добрался до её границ и прочувствовал стеснённость ими. Если возможности секулярной духовности исчерпаны не полностью, если они необоснованно отрицаются в пользу догматов какой-либо религии, то это будет не прогресс, а шаг назад и в личностном становлении, и в жизни общества.
Предлагается считать бней Ноах не всех подряд неевреев, а тех, кто в результате духовных поисков дорос до понимания Торы как единственного источника Б-жественной истины. И не потому, что сменил авторитеты и стал пренебрежительно относиться к науке, философии и искусству, а потому что его духовные потребности перестали ими удовлетворяться. Одним из признаков созревания до уровня бней Ноах, является духовный суверенитет личности; когда любое посягательство на ограничение извне, особенно в духовной сфере, воспринимается как неприемлемый анахронизм. Только зрелая в интеллектуальном и духовном планах, свободная и ответственная личность способна оценить богатства Торы. И надеяться быть полезной делу утверждения её идеалов.